БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС ЧЖИНЕНГУН

"Процесс познания цигун - это, прежде всего,
процесс познания своего организма и своего сознания"
из лекции Учителя Лян Фена

"Счастье - быть здоровым и жить без суеты.
В шестьдесят я взбираюсь на гору без трости.
В девяносто ци наполняет меня бодростью и силой…"
Китайский поэт Лу Ю


       Введение. Понятие цигун (буквально "работа с "ци") относится к различным традиционным китайским методикам оздоровления. Не существует некой "единственной правильной" абстрактной системы цигун, существует много школ и направлений цигун. Но любая работа цигун связана:
       -с расслаблением всего тела, в том числе и головы ("ни одной посторонней мысли в голове, голова ясная и чистая" - это и есть "состояние единого изначального сознания");
       -набором энергии извне;
       -и проведением ее по энергетическим каналам и дальнейшим распределением в теле. Это позволяет обеспечить энергетическую циркуляцию ци и крови по всему организму ("слиянию формы, духа-шэнь и дыхания в одно целое"). Тем самым повышается жизнеспособность нашего организма, что обязательно положительным образом скажется на нашем здоровье.
       Занимаясь любым видом цигун, мы можем ощутить гармонию в себе и создать гармоничные отношения между собой и окружающим миром. Используя сознание, испуская энергию ци вовне и накапливая ее внутри нашего организма, мы можем вступить во взаимодействие со всеми предметами и явлениями окружающего мира. Долго практикующий цигун человек становится здоровым во всех отношениях: физически, эмоционально, психически и духовно. Кроме того, "если мы полны ци, она переходит в шэнь (ум), усиливая наши интеллектуальные способности" [1], поэтому, занимаясь цигун, мы можем раскрыть свои скрытые возможности.
       На первой важной части практики цигун - "расслаблении", мы уже достаточно подробно останавливались [2], теперь рассмотрим вторую неотъемлемую часть работы цигун - "набирание" ци, для этого приведем наиболее распространенные и относительно простые методики.
       Практика "набирания" ци может выполняться в положении стоя, сидя или лежа. Главное в любой методике "набирании" ци - это состояние расслабления, легкое течение мысли, участие сознания, сосредоточение на ощущениях, сопровождающих поступление ци в тело через точки лао-гун (центр ладоней), мин-мэнь (центр поясницы), юн-цюань (середина подошвы), бай-хуэй (макушка), инь-тан (между глаз), через кончики пальцев, поры всего тела и кожу, и выход энергии ци наружу. Древние советуют:
              "Прогоните все посторонние мысли,
              Вдохните космическую энергию и освободите ум от пут".

       "Набирание" энергии можно осуществлять с открытыми глазами, всматриваясь в какой-либо объект или, закрыв глаза, представлять себе его. Дыхание может быть свободным и естественным, а может на вдохе сопровождаться "набиранием", а на выдохе "выведением" "вредной ци" с упором на "набирание" (вдохе). Во время "набирания" необходимо мысленно представлять себе, что части тела, через которые осуществляется "набирание", как бы соединяются в одно целое с небом и землей, солнцем и луной, горами и реками, с деревьями и травами, что энергия ци этих объектов, поступая в организм человека, как бы сливается воедино с его ци, и практикующий цигун постепенно "погружает" себя в природу. Надо представлять, что все отверстия тела, все биологически активные точки и поры полностью раскрываются, и ци растений, луны, солнца и звезд, ци всего сущего в мироздании непрерывным потоком поступает в тело, и оно наполняется блаженством и радостью [3].
              Вдыхая воздух, вбираешь в себя весь мир.
              Выдыхая воздух, простираешься до краев света,
              наполняя собой сферу…

       Следует отметить, что при достаточно длительных занятиях цигун достигается состояние, когда энергообмен человека и окружающего мира возникает естественно и самопроизвольно, поэтому в дальнейшем вопросов о методиках не будет, они отпадут сами собой.
       По окончании "набирания" важно правильно завершить работу: направить ци в нижний даньтянь (область пупка), некоторое время побыть с закрытыми глазами, сосредоточившись на этой области, затем открыть глаза, растереть руки и лицо ("сухое умывание"), помассировать уши.
       1. Основные способы "набирания" ци. Нормальное функционирование любого живого организма теснейшим образом связано с ци земли и неба, всего сущего, оно возможно лишь благодаря ни на минуту не прекращающемуся его обмену информацией и энергией с природой, космосом.
       Дальнейшее изложение ведется по работе [3], в которой сведены вместе и описаны наиболее распространенные методики "набирания" ци. Эти методики представляют собой активное избирательное установление каналов связи с природой в цигун-состоянии и впитывание необходимой человеку информации и энергии с целью восполнения недостатка "семени", ци и "духа-шэнь", установления баланса между инь и ян в организме человека.
       1) "Набирание" ци солнца, луны, цветов и трав, деревьев. Мысленно представьте себе, как ци этих объектов по воздуху поступает в точку бай-хуэй (макушку), проходит через тело вниз, через точки юн-цюань (центры стоп) уходит глубоко в землю, возвращается обратно к своим носителям (солнцу, луне и т.д.), а затем вновь направляется в точку байхуэй и т. д. Подробно методики набирания "растительной ци" описаны в работе [5].
       2) "Набирание" ци неба и земли. Мысленная картина в этом случае выглядит следующим образом. Ци неба опускается на тело или на какую-либо точку, окутывает все тело, входит в него, уверенно проникает во все сухожилия, кости, биологически активные точки и внутренние органы. При "набирании" ци земли воображение должно рисовать аналогичную картину, с той только разницей, что ци не опускается с неба, а поднимается oт земли.
       3) "Набирание" ци через поры всего тела. На вдохе представьте себе, как через поры входит в тело первоначальная космическая ци ("энергия первозданного хаоса"). На выдохе представьте себе, как "болезнетворная ци" выходит через поры тела и рассеивается по небу.
       4) "Набирание" ци через рот. Приоткройте рот, язык расположите ровно, не высовывая. На вдохе представляйте, что так необходимая вам ци непрерывной струёй поступает в рот и в горло. Мысленно направляйте ее в нижний даньтянь. Этим способом можно "набирать" ци луны, солнца, звезд, растений, полей, гор, рек и других природных объектов, а также целых ландшафтов, представив себе, любимый пейзаж или место, с которым у вас связаны "светлые и теплые воспоминания" ("после дождя в горном пейзаже откроишь новую красоту…").
       5) "Набирание" цветной ци "пяти первоэлементов". Согласно учению о "пяти первоэлементах" тела человека, печень соотносится с деревом, зеленым цветом и востоком. "Набирание" энергии ци для поддержания печени - это "набирание" зеленой ци с востока (работа лицом на восток) и наполнение этой ци печенью, при этом печень представляется окрашенной изумрудно-зеленым цветом. Сердце соотносится с огнем, работа с сердце - это "набирание" красной ци с юга. Селезенка соотносится с землей, работа с селезенкой - "набирание" желтой ци из "центра" (сосредоточение на области селезенки). Легкие соотносятся с металлом, работа с легкими - "набирание" белой ци с запада. Почки соотносятся с водой, работа с почками - это "набирание" черной ци севера. Эту методику можно увязать еще со временем циркуляции энергии в соответствующих меридианах. Китайские врачи рекомендуют "подпитать" сердце к полночи, легкие - в полдень, печень - к сумеркам, селезенку - днем и т.д. [6,7].
       6) "Набирание" световой энергии. "Мягкий свет в прекрасной стране пусть будет всегда под рукой…" Прикройте глаза. Мысленно представьте, как свет солнца, луны, звезд или просто дневной свет, свет лампы, пламени через глаза или точку инь-тан (между бровями) поступает в верхний даньтянь (область лба над переносицей). Вы чувствуете, что все тело начинает светиться, сияя изнутри и снаружи. При этом способе "набирания" ци свет может направляться внутрь также через макушку или через поры.
       7) "Набирание" световой энергии со стимуляцией голосом. На вдохе, сопровождаемом звуком, напоминающим гудение пчелы, представьте, что сверху поступает поток космической энергии белого цвета и концентрируется на макушке. На выдохе, сопровождаемом звуком "а-а-а". Этот поток, как бы проходя через фильтр, меняет цвет на красный и поступает в срединный меридиан, т.е. энергия движется oт макушки через горло по центральной оси тела вниз до промежности, а затем, вместе со звуком, который издают, когда хотят остудить что-нибудь горячее. Окраска потока ци при этом изменяется на "многоцветную, пеструю" и устремляется через ноги в подошвы и далее, окрасившись в синий цвет, уходит в землю.
       8) "Набирание" ци с внешним звуковым сопровождением. При этом способе можно использовать фонозапись мягкой, приятной музыки, звон ("в ночной тишине звук колокола особенно чист…"), естественные ритмичные звуки: жужжание насекомых, журчание ручья или голоса наставника. Необходимо добиться, чтобы внутренние органы, внешние покровы, биологически активные точки вошли в частотный резонанс с этими звуками, чтобы энергия этих звуков проникала через кожу в ткани и мышцы до самых костей.
       9) "Набирание" энергии от движущихся предметов. Вызовите в сознании образ горной реки, водопада, дождя, струящийся свет луны (лунной дорожки), падающей звезды и представьте, что поток энергии опускается в вашем теле от головы через горло, грудь и живот в нижний даньтянь. Если упражнение выполняется в положении лежа, можно представить и движущийся поезд, автомобиль, мотоцикл, упряжку лошадей. 10) "Набирание" "шести видов ци" для избавления от болезней и укрепления здоровья. Этот метод связан с набором "шести видов ци" - ветра, холода, тепла, сырости, сухости и "огня", т.е. шести проявлений погоды, характерных для смены времен года. Ветер, дождь, холод и жара могут повредить организм посредством "опустошения и искривления", чтобы патогенные факторы не проявили себя, нужна соответствующая работа. Эта интересная методика подробно расписана в статье [9], каждый желающий может с ней познакомиться.
       Важно отметить, что не следует совмещать различные методики произвольно, по собственному желанию. Несоблюдение этого условия способно вызвать самые неблагоприятные последствия. Идти одновременно несколькими путями невозможно, выберите себе один и твердо следуйте по нему. Это не означает, что нельзя поменять методику. После определенного времени занятий можно, конечно, перейти к другой методике, если вы ясно увидите, что выбранная вами ранее не подходит.
      
       2. Перераспределение энергии ци. Как видно из вышеизложенного, способов "набирания" энергии ци достаточно много, и они в чем-то схожи. Поэтому методику можно выбрать в зависимости от индивидуальных особенностей и наклонностей человека, а также имеющихся условий работы. Занимаясь регулярно и настойчиво, можно овладеть любым из этих методов. Куда более важным при занятиях цигун является осознание того, что набрать как можно больше энергии не самое главное в практике цигун. Безусловно, в определенных случаях набор энергии нужен, но только в тех, когда ее недостаточно. Часто же проблема заключается как раз в том, что энергии слишком много (например, у молодых людей). Она переполняет каналы, давит и, неизрасходованная, застаивается, "портится", образует блоки и пробки. Многие болезни (например, невротического характера) происходят часто вследствие невозможности в силу каких-либо причин использовать имеющуюся энергию [4], поэтому в цигун рекомендуется активность внутренняя и внешняя. Природа энергии такова, что, чтобы быть здоровым, энергию надо собрать и грамотно перераспределить. В традиции китайской народной медицины болезнь - это застой жизненной энергии, нарушение движения энергии в хорошо отлаженной природой циркуляции энергии по каналам в теле человека. Нельзя поменять последовательность движений какого-либо упражнения, т.к. любое движение - это проведение энергии. При занятиях цигун нельзя бросить ее в одном месте организма и схватить в другом. Энергия, как вода должна течь плавно и непрерывно. "Только текущая вода не загнивает", - учит китайская народная мудрость. "Если энергия свободно течет, то исчерпай свои небесные годы и, насчитав 100 лет, иди дальше". И, если мы хотим достичь долголетия, то должны заниматься цигун и чаще его практиковать. Только практика может показать, на сколько наш организм стал здоровее.
       3. Чжиненгун (Zhineng Qigong). Итак, главный смысл занятий любым оздоровительным цигун - это наладить свободную циркуляцию энергии в системе энергетических каналов (внутри человека) и между человеком и внешней средой в системе Земля - Человек - Космос. Чжиненгун - не привычный дыхательный цигун, а "цигун возможностей сознания", или "интеллектуальный цигун".
       Базовый комплекс чжиненгун цигуна "Подхватить энергию и провести ее через макушку головы" может стать естественным продолжением любой из приведенных выше методик "собирания" ци, т.к. демонстрирует, как просто набрать и перераспределить ци в организме. В своей лекции Учитель Лян Фен говорит: "Когда мы выполняем комплекс "Подхватить энергию и пропустить ее через макушку головы", то те требования, которые предъявляются к движениям, в первую очередь предъявляются к нашему сознанию. Мы своим сознанием должны представить эти движения. Отличие наших движений от гимнастики состоит в том, что в движениях мы используем сознание. Например, если мы делаем собирающие и выталкивающие движения в комплексе: когда мы собираем, то сознанием представляем, что это энергия из далекого космоса (ото всюду) идет внутрь через всю поверхность тела, а когда мы делаем выталкивающее движение, то точки лао-гун (центры ладоней) и вся поверхность тела испускают энергию до безграничных далей космоса. Когда мы "втягиваем" (плечи ведут движение), сгибаем локти, втягиваем центры ладоней, и вместе с этим движением мы сознанием направляем ток энергии внутрь организма".
       Отличие от гимнастики состоит в том, что в гимнастике мы автоматически делаем движения руками без представления или использования нашего сознания, а здесь "сознание ведет движение, а движение ведет ци". По определению цигун возможности сознания - это занятия, при которых практическая работа с энергией связана с работой сознания. Мы впитываем энергию космоса, соединяем с энергией наших внутренних органов, и она достигает самых дальних "уголков" нашего организма. Внешняя работа - движения незамысловатые, мягкие и плавные. В практике любых комплексов чжиненгун выполняются шесть основных требований для динамических упражнений цигун: расслабленность, округлость, мягкость, гибкость, "правильность" (т.е. сбалансированность и устойчивость) и размеренность [8].
       Выполняя комплексы чжиненгун можно достичь интересных результатов и в оздоровлении, и в раскрытии сознания и сверхспособностей. Однако, нужно помнить, что цигун требует регулярности, самоотдачи и сосредоточенности на своих действиях. Осмысленное отношение к практике, и особенно тому факту, что человек является звеном в космической цепи (и при том центральным звеном), будет способствовать успеху занятий и может послужить фундаментом для будущего прогресса в овладении чжиненгун и переходу к его более высоким ступеням.
           Совершенствуясь, необходимо
              собрать прежнее небо,
              (Тогда) множество семени и воздуха
              проникнет в священную сокровенность.
              Соединены четыре формы
              в едином теле,
              В истинном огне пяти первоэлементов
              плавится золотая пилюля.
              Стихии инь и ян сливаются -
              только тогда это Путь.

              4. ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСА "ПОДХВАТИТЬ ЭНЕРГИЮ ЦИ И ПРОПУСТИТЬ ЧЕРЕЗ МАКУШКУ" [10].
       Этот комплекс является комплексом первой ступени чжиненгун (интеллектуального цигуна, или цигун сознания). Комплекс является базовым для лечения заболеваний и оздоровления организма. Его особенности:
       1. Гармония мысли, тела и энергии-ци. Ци ведется мыслью. Посредством сочетания открывающих и закрывающих движений, управления и ведения со стороны сознания, мы вовлекаем в движение ци. Внутренняя ци испускается наружу, внешняя собирается внутри. Таким образом, совершается обмен и циркуляция ци Первозданного Хаоса человека и макрокосмоса. Практикуя комплекс, можно увеличить свои воспринимающие возможности.
       2. Данный комплекс является эффективным методом собирания и накопления ци, занимаясь им, можно научиться испускать внешнее ци и использовать эти способности для лечения болезней. Текст комплекса взят из брошюры "Методические указания по чжиненгун", - Пекин, 1990. (перевод с китайского неизвестного автора). Материал предоставлен Учителем Лян Феном), поэтому у этого текста нет комментариев.
      
              I. СОЗНАНИЕ
       Во время выполнения представляем, что голова упирается в небо, стопы вросли в землю, происходит слияние с внешним миром. При выполнении каждого движения необходимо простирать сознание (мысль) до пределов неба или земли в направлении, куда направлены руки. Разведение и сведение рук делаем мысленно "по краю неба". Выталкиваем ци "до границ неба", берем ее из бесконечности. Таким образом, собираем ци Первозданного Хаоса, пропускаем ее через голову, доводим до области пупка, затем подхватываем земную ци Первозданного Хаоса и вдоль ног проводим также к области пупка. Таким образом, небесная, земная и человеческая ци Первозданного Хаоса собираются в области пупка: земля, человек и космос сливаются в единое целое.

              II. ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ

              1. Положение готовности


       1. Стопы вместе, тело вертикально, руки свободно свисают вниз. Направляем взгляд вперед в место соединения неба и земли, смотрим расслабленным взглядом на воображаемую точку перед собой. Возвращаем взгляд в центр головы, оба глаза слегка прикрываем (рис.1).

       Мизинцы ведут движение ладоней: пальцы и ладони медленно поднимаем вверх, центры ладоней смотрят вниз, кончики пальцев смотрят вперед и по отношению к руке образуют прямой угол. Мысленно центрами рук соприкасаемся с земной ци, используя плечевой сустав как ось вращения, обеими руками три раза проводим ци вперед-назад (рис.2). Угол между руками и корпусом достигает более 150 , затем руки становятся по сторонам от корпуса.
       2. Мизинцем ведем движение. Расслабляем запястье, разворачиваем центры ладоней навстречу друг другу. "Пасти тигра" смотрят вверх, руки расслаблены, на ширине плеч перед корпусом вверх поднимаем ци, кисти достигают уровня пупка, центры ладоней слегка собираем, "освещаем" пупок (рис.3) средними пальцами. Одновременно разворачиваем центры ладоней вниз, мысленно вытягиваем обе руки в бесконечность, и по беспредельно далеким границам обе руки на высоте пупка разводим в стороны и заводим за спину. Разворачиваем центры ладоней к телу, слегка собираем, "освещаем" средними пальцами точки мин-мэнь на пояснице (рис.4). Приводим руки к себе и поднимаем предплечья вверх по бокам тела, запястья достигают ребер, центры ладоней смотрят вверх, кончиками средних пальцев пропускаем ци в точки да-бао (канал селезенки) в подмышечных впадинах (рис.5).

       З. Округлым движением руки вытягиваем вперед на уровне плеч, слегка приводим ладони (центры ладоней слегка собираем), средними пальцами "освещаем" точку инь-тан (рис.6). Обе руки разводим их в стороны (рис.7.) Ставим их в положение иероглифа "I" на уровне плеч.

       Мизинцы ведут движение. Разворачиваем центры ладоней вниз, продолжая движение, разворачиваем их вверх, мысленно вытягиваем руки и ладони до границ неба, вдоль границ неба по дуге поднимаем наверх и складываем ладони вместе над макушкой головы (рис.8). Потянулись вверх и начинаем опускать сложенные кисти вниз: перед лицом, шеей, ставим их перед грудью (оба предплечья образуют ровную линию), кончики средних пальцев смотрят вверх, основания ладоней напротив точки тань-чжун (рис.8), точка между сосками.

2. "Спереди поднимаем, с боков подхватываем ци".
       1. Сложенные руки разворачиваем кончиками пальцев вперед и вытягиваем вперед, пока обе руки не выпрямятся по высоте на уровне плеч (рис.10).

       Разводим пальцы: мизинцы, безымянные, средние. Большой и указательный образуют треугольник. Ставим ладони вертикально. Постепенно разводим ладони. Мысленно ладони и руки вытягиваем перед собой до границ неба. Выталкиваем и собираем (3 раз). При выталкивании-собирании плечи, локти и запястья представляют собой единое целое. Оба плеча вверх, назад, вниз, вперед описываю вертикальные круги. Когда выталкиваем, основаниями ладоней ведем движение ладонями и руками толкаем вперед. Центры ладоней при выталкивании выпячиваем наружу. Когда собираем, плечами ведем движение, локти слегка опускаем вниз, центры ладоней втягиваем внутрь, мысленно от границ неба собираем внутрь тела (рис.11) Затем ставим ладони вертикально, выталкиваем наружу, мысленно ладони и руки вытягиваем до границ неба, горизонтально разводим руки вдоль границ неба, вправо-влево три раза проводим ци. Проводя вправо-влево, разводим примерно на 150. Затем сводим вместе, пока обе руки не встанут параллельно (рис.12).
       2. Ставим ладони вертикально, выталкиваем наружу, обе руки разводим в обе стороны, пока они не встанут справа и слева на уровне плеч. Ставим ладони вертикально, выталкиваем наружу, мысленно вытягиваем ладони и руки до границ неба, на границах неба выталкиваем-собираем три раза. Когда выталкиваем, основаниями ладоней ведем движение ладонями и руками толкаем вперед, центры ладоней выпячиваем наружу. Когда собираем, плечами ведем движение, локти слегка опускаем вниз, центры ладоней втягиваем внутрь, мысленно от границ неба собираем ци внутрь тела (рис.13). Затем ставим ладони вертикально, выталкиваем наружу, мысленно вытягиваем ладони и руки до границ неба, вдоль границ неба вверх-вниз три раза проводим ци. Проводим вверх до угла примерно 150, проводим вниз до уровня плеч (рис.14).

       3. Расслабляем запястья, разворачиваем центры ладоней вверх. Мысленно обе руки вытягиваем до границ неба, вдоль границ неба подхватываем ци, поднимаем над макушкой головы, обе руки слегка сгибаем, запястья на ширине плеч, центры ладоней слегка собираем, освещаем макушку головы, останавливаемся в течение одного вдоха и выдоха (рис.15). Пропускаем ци через макушку головы, обе руки перед корпусом опускаем вниз до уровня пупка. Средними пальцами касаемся друг друга, надавливаем на пупок (рис.16).

       4. Средними пальцами обеих рук на уровне пупка скользим в обе стороны, разворачиваем и заводим назад, достигаем точки мин-мэнь. Средними пальцами надавливаем на точку мин-мэнь, затем вдоль канала мочевого пузыря ведем вниз, достигаем двух стоп (рис.17). Двумя руками вдоль внешнего края стоп проводим до кончиков пальцев ног и приводим на тыльную поверхность стоп (пальцы рук и ног смотрят в одном направлении), обеими руками надавливаем вниз три раза. Когда надавливаем вниз, оба колена сгибаем вперед, центр тяжести тела перемещаем вперед на две руки, мысленно центры рук, проходя через центры ног, входят в землю. Когда поднимаемся, поднимаем колени, ягодицы поднимаем вверх, центр тяжести тела перемещаем на обе стопы, обе кисти не двигаются, выпущенное сознание собираем внутрь тела (рис.18). Затем, обе кисти слегка поднимаем, разворачиваем центры ладоней навстречу друг другу, словно подхватываем шар ци, мысленно достаем земную ци из земли, держим в руках. Затем обе кисти разводим, разворачиваем центры ладоней и по внутренней поверхности обеих ног вдоль трех ножных иньских каналов проводим наверх до пупка (рис.19). Средними пальцами надавливаем на пупок, затем обе руки разводим. Возвращаемся в исходное положение, руки по бокам от корпуса свободно свисают вниз.

       3. "С боков поднимаем, спереди подхватываем ци".
       1. Обе руки с боков от тела поднимаем вверх, ладони в положение инь (центры ладоней смотрят вниз). Ставим их в виде иероглифа "единица" (рис.20). Ставим ладони вертикально и выталкиваем наружу, мысленно руки вытягиваем до границ неба, вдоль границ неба по обе стороны собираем-выталкиваем три раза (рис.13). Когда выталкиваем, основаниями ладоней ведем движение ладонями и руками толкаем вперед, центры ладоней "выпячиваем наружу; когда собираем, плечами ведем движение, локти слегка опускаем вниз, центры ладоней втягиваем внутрь. Мысленно от границ неба собираем внутрь тела. Ставим ладони вертикально, выталкиваем наружу, мысленно вытягиваем руки до границ неба, вдоль границ неба горизонтально три раза проводим ци. Ведем вперед до угла примерно 15°. Ведем назад обе руки, они образуют положение в виде иероглифа единица (рис.21,22).

       2. Ставим ладони вертикально, выталкиваем наружу, мысленно вытягиваем руки до границ неба, обе руки вдоль границ неба сводим вперед на ширину плеч, обеими руками на границах неба делаем собирание-выталкивание три раза. Когда выталкиваем основаниями ладоней, ведем движение ладонями и руками толкаем вперед, центры ладоней выпячиваем наружу; когда собираем плечами, ведем движение, локти слегка опускаем вниз, центры ладоней втягиваем внутрь, мысленно от границ неба собираем внутрь тела. Ставим ладони вертикально, выталкиваем наружу, мысленно вытягиваем руки до границ неба, на границах неба вверх вниз три раза проводим ци. Проводим вверх до угла примерно 15°. Проводим вниз до уровня плеч (рис.23).
       3. Расслабляем запястья, разворачиваем ладони, мысленно вдоль границ неба подхватываем ци, поднимаем над макушкой головы, центры рук слегка собираем и освещаем макушку головы, останавливаемся в течение одного вдоха и выдоха, пропускаем ци через макушку головы. Обе руки продолжаем опускать до точки инь-тан (между бровями). Разворачиваем центры ладоней вовнутрь, надавливаем двумя средними пальцами (рис. 24) .

       Вдоль бровей разводим в обе стороны назад под затылочный бугор, надавливаем двумя средними пальцами. Затем обе руки по шее опускаем вниз по спине, средними пальцами надавливаем на третий грудной позвонок (рис.25). Затем, разворачивая, кисти выводим вперед и через подмышечные впадины выводим назад, обе руки заводим за спину, как можно выше (рис.26). Центры ладоней прижимаем к телу. Обе руки вдоль каналов желчного, мочевого пузыря опускаем до точки мин-мэнь, надавливаем средними пальцами (рис.27). Затем средние пальцы разводим вдоль опоясывающих каналов, возвращаем к пупку, надавливаем средними пальцами.
       4. Обе кисти вдоль трех иньских ножных каналов (внутренняя поверхность ног) ведем вниз до стоп. Обе кисти вдоль внутренних краев стоп проводим до кончиков пальцев ног (рис.28). Обе кисти приводим на тыльную поверхность стоп, надавливаем три раза. Когда надавливаем вниз, колени сгибаем вперед, центр тяжести тела перемещаем вперед на обе руки. Мысленно центры рук проходя через центры ног входят в землю. Когда поднимаемся, поднимаем колени, ягодицы поднимаем вверх, центр тяжести тела перемещаем на обе стопы, обе кисти не двигаются, выпущенное сознание собираем внутрь тела. Затем кисти слегка поднимаем, разворачиваем центры рук навстречу друг другу, словно подхватываем шар ци, мысленно достаем земную ци из земли, держим в руках. Затем обе кисти разводим вдоль внешнего края стоп до пяток, разворачиваем центры рук внутрь. Вдоль каналов мочевого пузыря проводим наверх до точки мин-мэнь, двумя средними пальцами касаемся друг друга и надавливаем на поясницу (рис. 29). Разводим вдоль опоясывающих каналов, возвращаем к пупку, надавливаем средними пальцами на пупок, обе руки разводим в исходное положение по бокам от тела. Руки свободно свисают вниз.

       4. "С боков спереди поднимаем, подхватываем ци".
       Обеими руками словно подхватываем вещь. Пасти тигра смотрят вверх, обе руки перед собой под углом 45° поднимаем вверх (рис.30), мысленно вдоль границ неба поднимаем ци над макушкой головы. Центры рук слегка собираем, освещаем макушку головы, останавливаемся в течение одного вдоха и выдоха, через макушку головы пропускаем ци (рис.15). Обе кисти по боковым сторонам головы вдоль ушей опускаем вниз, пока они не встанут перед плечами, предплечья стоят вертикально перед грудью, центры ладоней смотрят вперед (рис.31,32).
       5. "Возвращаем ци".
       1. Сажая запястье, правой ладонью толкаем вперед, рука словно выпрямляется, но не выпрямляется, расслабляем запястье, мизинцем ведем движение, центр ладони разворачиваем влево, слегка собираем (рис.33). Влево по дуге сгребаем ци, когда достигаем угла примерно 90°, большой палец складываем в щепоть с центром средней фаланги среднего пальца (точка чжун-хуй) (рис.34), остальные четыре пальца легонько сводим вместе, продолжая, сгребаем ци влево за корпус примерно до угла 180°. Из-за корпуса возвращаем руку, ставим слева перед грудью, средним пальцем касаемся точки ци-ху под нижнем краем левой ключицы (по вертикали вверх от соска), в точку ци-ху пропускаем ци (рис.35) .

       2. Сажая запястье, левой ладонью толкаем вперед, вправо сгребаем ци, примерно до угла 180° заводим за корпус, повторяем движение правой руки в противоположном направлении.
       3. После того как сгребли ци, оба предплечья перед грудью находятся в скрещенном положении, плечи и корпус образуют угол 45° (рис.36). Три раза свободно делаем вдох и выдох, когда вдыхаем средними пальцами надавливаем на точку ци-ху, когда выдыхаем слегка расслабляемся. Расслабляем, раскрываем сложенные щепотью кисти, обеими руками выталкиваем вперед, оба запястья разворачиваем, обе ладони складываем перед грудью (рис.37).

       6. "Собираемся".
       Сложенные руки поднимаем над макушкой головы, вытягиваем вверх, мысленно поднимаем к вершинам неба (рис.38). Обе кисти разводим, разворачиваем центры ладоней вперед, обе руки по сторонам опускаем вниз до уровня плеч, постепенно разворачиваем центры ладоней вверх, вдоль границ неба сводим вперед, на ширину плеч (рис.39).

       Ладони и руки слегка-слегка приводим внутрь, средними пальцами освещаем точку инь-тан. Затем оба локтя вращаем, кончиками пальцев обеих ладоней указываем на промежуток между шестым и седьмым ребрами, кончиками средних пальцев через точки да-бао пропускаем ци. Затем вытягиваем назад, разводим в стороны. Когда обе руки, разворачивая, разводим в стороны, разворачиваем запястья, в результате центры ладоней становятся навстречу друг другу, сводим вперед (рис. 40). Обе кисти, накладывая друг на друга, помещаем на пупок (у мужчин левая кисть к телу на пупке, у женщин наоборот), спокойно взращиваем энергию в течение некоторого времени (рис.41). Обе руки разводим в исходное положение по бокам от тела, оба глаза медленно открываем.
       Основные точки, используемые в комплексе (точки приведены во французской системе обозначения ):
т.бай-хуэй (VG20) - на макушке
т.инь-тан (внемеридианальная точка) - между бровями
т.юй-чжэнь (V9) - под бугорком у основания черепа
т.ци-ху (Е13) - от сосков вверх, ямочка под ключицами
т.да-бао (RP21) - под мышками, между 6-7 ребрами
т.мин-мэнь (VG4) - на пояснице, напротив пупка
т.лао-гун (МС8) - центр ладоней
т.юн-цюань (R1) - в центре стопы
т.хуэй-инь (VC1) - между половыми органами и анусом.

       Используемая литература:
1. Вон Кью-Кит. Искусство цигун. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
2. Сомс С.С. "Цигун-медитация"// Вестник Балтийской Академии, вып. 68, 2006.
3. Мо Дамэй. Распространенные способы "набирания" ци// Цигун и жизнь, №2, 1998.
4. Линь Хоушэн, Ло Пэйюй. "Стояние столбом"// Цигун и жизнь, № 5, 1992.
5. Гао Чжэнь "Методика набирания "растительной ци" // Цигун и жизнь, № 3, 2003.
6. Гаваа Лувсан. Очерки методов восточной рефлексо-терапии. Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние, 1991.
7. Чжу Гуанье "Укрепление информационного канала "врач-пациент" повышает эффективность цигун-терапии" // Цигун и жизнь, № 3, 2003.
8. Чэнь Юнцань "К вопросу о динамических упражнениях в цигун" // Цигун и жизнь, № 5, 1998.
9. Ли Яочжуй. "Набирание шести видов ци" для избавления от болезней и укрепления здоровья// Цигун и жизнь, №1, 2000.
10. Методические указания по чжиненгун. Пекин, 1990. (перевод с китайского неизвестного автора, материалы предоставлены Учителем Лян Феном).

       В статье использовались стихи и изречения китайских поэтов и философов.

Сомс С.С. Комментарии к базовому комплексу чжинэнгун "Вестник Балтийской педагогической академии"



на главную

дизайн и разработка  
студия Master A.   ©



Hosted by uCoz