на главную
ДИНАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "ФОРМА И ДУХ"
СТИЛЬ ЧЖИНЭНГУН

(Комментарии С.С. Сомс)
 
Активность преодолевается покоем,
тепло преодолевается холодом:
чистота и покой исправляют мир.

Дао Дэ Цзин. Изречение 13.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в развитых странах 70-80% смертей от их общего количества происходит от так называемых "болезней современной цивилизации" ("болезней богатых"). Даже в странах с более низким уровнем экономического развития это соотношение составляет 40-50% [1]. При этом современная медицина оказалась практически неспособной противостоять столь серьезной ситуации. Чтобы справиться с такими болезнями, прежде всего, необходимо утвердить понимание лечения, как комплексного процесса оздоровления всего тела, т.е. применять методики общего действия на организм. Оздоровительный цигун можно считать именно такой методикой. Занятия цигун восстанавливают равновесие между инь и ян, восстанавливают беспрепятственную циркуляцию энергии ци и крови, позволяют упорядочить функционирование внутренних органов, укрепляют защитные функции организма, способствуют нормализации общего обмена веществ, жидкостного обмена и т.д. Кроме того, помимо лечения собственно болезни, т.е. тела, необходимо одновременно оказывать терапевтическое воздействие на психику больного, заставить его твердо поверить в неизбежность победы над недугом и, таким образом, установить комплексное равновесие между патологией и психологией, ввести их в состояние резонанса. В этом смысле цигун просто незаменим.
       За многовековую историю цигун были созданы самые разнообразные методики статического и динамического цигун, методики самомассажа и прохлопывания. Современному человеку проще начать занятия с динамических упражнений цигун, т.к. они внешне больше похожи на привычные физические упражнения.

             1. Особенности динамического цигун [2].

       1) "В движении стремиться к покою" . Внешним проявлением динамического цигун являются движения, в ходе выполнения которых необходимо прикладывать физические усилия. Главным требованием к упражнениям динамического цигун является "соединение мысли и ци", "ци и движений", т. е. стремление к покою ("голова пустая и ясная", "сознание ясное и чистое") и тренировке мышц, костной системы с одновременным улучшением циркуляции ци и крови. Поэтому динамические упражнения цигун можно назвать методиками, основанными на движении, в ходе которых совершенствуется покой (цигун-состояние).
       2) "Единство отдельного и целого" . На первый взгляд в ходе выполнения динамических упражнений в цигун задействуются только отдельные участки и части тела. На самом же деле благодаря тренировке отдельных частей тела происходит укрепление организма в целом, так как движение ци и крови отдельных частей тела происходят на основе движения ци и крови во всем организме. Таким образом, динамические упражнения цигун - это единство частного и общего, отдельного и целого.
       3) "Параллельное 'регулирование тела и сознания'" . Динамические упражнения цигун приводят к положительным физиологическим изменениям: укреплению костей, увеличению объема мышечных волокон, повышению активности ферментов, улучшению способности мышц к сокращению. Кроме этого, динамические упражнения способствуют повышению гибкости скелета и суставов, ускорению кровообращении, улучшению обмена веществ, активно препятствуют старению клеток костных тканей, стиранию гладкой поверхности суставов. Динамические упражнения оказывают также большое влияние на функционирование кровеносно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной, иммунной систем и органов внутренней секреции. Поскольку упражнения динамического цигун характеризуются сочетанием движения и покоя, единством отдельного и целого, то они в полной мере обеспечивают влияние физиологии на психику и психики на физиологию организма. Как показывает практика, динамические упражнения способны вызывать ряд положительных психических реакций, следовательно, являются прекрасным средством параллельного регулирования тела и сердца (духа)
      . В качестве примера такой практики приведем динамическую часть чжинэн цигун (Zhineng Qigong) - комплекс "Форма и дух" ("Body and Mind Method").

             2. Уровни тренировок цигун [3].

       Существуют не только различные типы тренировок цигун, но и их различные уровни в зависимости от личного опыта человека и природных способностей. Все очень индивидуально. Начинающий цигунист - это тот, кто еще не имеет в себе ощущений проявления энергии ци в организме. По мере работы с базовым комплексом чжинэнгун "Подхватить энергию ци и пропустить через макушку" [4] такие ощущения начинают проявляться, т.к. этот комплекс активизирует защитную поверхностную ци в организме. После этого можно переходить к комплексу "Форма и дух". При выполнении комплекса "Форма и дух" ощущения вначале будут слабее, т.к. этот комплекс направлен на снятие энергетических застоев внутри тела, распределение энергии по организму и нормализации ее циркуляции, а затем ощущения усилятся. На стадии работы с этим комплексом можно овладеть малой циркуляцией цигун ("малая небесная орбита"). Малая циркуляция является методом перемещения ци по циклическому типу в человеческом теле (за исключением рук и ног). Причем это достижение не следует форсировать, т.к. такая циркуляция должна проявиться естественным образом. Следует воспринимать это проявление как подарок за свои регулярные труды.
       Средний уровень достигается, когда человек способен сознательно перемещать ци по принципу Малого круга обращения и приступает к овладению Большим кругом обращения, то есть перемещению ци по всему телу, что требует дополнительно нескольких месяцев или лет упорной работы. С постоянными тренировками приходит опыт, и человек получает способность направлять ци в конкретную область тела (в стиле чжинэнгун это комплекс "Объединение трех центров") и вбирать энергию из окружающей среды. Если же человек может передавать ци другому и перемещать энергию в его теле, он считается мастером.
       С помощью чжинэн цигун можно развить в себе множество психических навыков - сверхспособности (передачи энергии с помощью мысли, видение внутренних органов и др.) и научиться исцелению других. Цигун следует рассматривать как целостную систему, а не как набор уроков в конкретных областях. Важно понять, что в этом искусстве вы способны достичь такого развития, какого захотите, если будете упорно и постоянно заниматься.

             3. Работа с сознанием. Из лекции Учителя Лян Фена
             (синхронный перевод с китайского Сергея Зайцева).

       "Мы приступаем к изучению цигун "возможностей сознания" (чжинэнгун, чжинэн цигун) II ступени. К этой ступени относятся 2 комплекса - это комплекс "Форма и Дух" и комплекс прохлопывания "Проведение энергии вдоль каналов организма человека". Особенностью этих комплексов является то, что, занимаясь ими, мы объединяем наши формы - наше тело, наш дух и наше сознание.
       Комплексы I ступени (например, комплекс "Подхватить энергию и провести ее через макушку головы"), которыми мы занимались раньше, позволяют раскрыть поверхность организма, овладевать выпусканием и набиранием энергии, чтобы обмен энергией с окружающим пространством осуществлялся беспрепятственно . Это происходит при помощи нашего сознания, и именно этим мы достигаем лечебной оздоровительной цели.
       При выполнении же комплекса "Форма и Дух" мы не так используем свое сознание. При выполнении этого комплекса мы обязательно обращаем внимание на правильность выполнения движений и, именно через движения нашего тела, овладевая ими, мы добиваемся того, что в каждом из движений присутствует наше сознание. И таким образом, движение и сознание сливаются воедино .
       При этом только в начальное движение и конечное движение (в эти моменты) мы активно включаем свое сознание. Когда мы делаем середину, т.е. выполняем основные активные движения, мы должны в первую очередь обращать внимание на правильное их выполнение . Если рассматривать название нашего комплекса, то в нем отражена его суть, то есть комплекс "Форма и Дух" - это объединение движений и сознания.
       Выполнение этого комплекса способствует тому, что мы втягиваем и расслабляем, разрабатываем все наши суставы и делаем все движения тела свободными. Также при выполнении комплекса мы прочищаем все каналы нашего организма. Во время занятий можно наблюдать болезненные ощущения в различных местах, которые часто носят мигрирующий летучий характер, хотя такие ощущения быстро проходят. Это объясняется тем, что в нас есть области застоя (заболевания), где нарушено прохождение энергии. Когда мы начинаем движения, то двигаем энергию, вынуждаем пройти ци через такие места. Ци изгоняет вредоносную энергию, излечивает. Это проявляется в болезненности… Работая с комплексами II ступени, мы создаем условия, чтобы энергия беспрепятственно проникала в наш организм, распространялась и циркулировала в нем. Если уподобить тело человека полю риса, то, когда мы выполняем комплекс "Подхватить энергию и пропустить через макушку головы", то мы открываем канал (шлюз), который снабжает поле водой. Работу с комплексом "Форма и дух" можно сравнить с тем, что вода распределяется и попадает к каждому растению - каждому ростку риса. Так и энергия наполняет нас целиком, растекаясь по всему организму…"



             4.Комплекс "Форма и дух" [5].


       Комплекс "Форма и дух" является первым комплексом II ступени чжинэн цигун. Выполнение этого комплекса приводит "к чудодейственным результатам в физическом и духовной совершенствовании, способствует общему укреплению организма, избавлению от болезней, размягчению сухожилий, распрямлению неправильно сросшихся костей, обеспечивает гармонию в энергетических каналах".
       Положение готовности: ноги вместе, корпус прямо, руки естественно опушены вниз, взгляд устремлен вперед, сосредотачивается на бесконечно удаленной точке (на воображаемой линии горизонта), медленно возвращаем взгляд к себе, слегка прикрываем глаза ("опускаем занавеси") (рис.1).
       Голова упирается в небо, ноги "вросли" в землю. Тело расслаблено. Внешнее спокойствие, внутреннее спокойствие, в душе чистота, на лице доброжелательность. Ни о чем не думаем, дух шэнь сливается с бесконечной пустотой. В сознании дух шэнь освещает тело. Все тело теплеет .
       Исходные действия: поднимаем ладони, надавливая, притягиваем энергию ци вдоль земли: отталкиваем - притягиваем (повторить 3-9 раз) (рис.2).
       Расслабляем запястья, захватываем в ладони энергию ци и поднимаем до уровня пупка, средними пальцами освещаем пупок (рис.3). Разводим руки параллельно земле в стороны ладонями вниз, заводим их за спину, средними пальцами освещаем точку мин-мэнь (точка на пояснице напротив пупка) (рис.3), по бокам поднимаем кисти до подмышек, затем пропускаем ци через точку да-бао, находящуюся в области подмышек, между шестым и седьмым ребрами (рис.5).
       Вытягиваем руки вперед на ширине плеч (рис.6), средними пальцами освещаем точку инь-тан (в области межбровья) (рис.7). Разводим руки в сторону в одну линию ладонями вниз, не прерывая движений, поворачиваем ладони вверх; описывая дуги, сводим над головой, медленно опускаем перед собой (рис.8) и останавливаем перед грудью сложенные ладони (рис.9).


       Проводим руки вдоль ребер, повернув ладони, ставляем их на талии (рис.10-11).
       Первая часть. Посредством действий "голова журавля" и "голова дракона" энергией ци пронзаем небо.
       Действие "голова журавля", направленное вперед: подбородок к себе, голова назад, подбородок поднимаем вверх и направляем вперед, потом вниз и к себе, вверх по линии груди расправляем шейные позвонки (повторить 3-9 раз). (рис.12-14).
       Действие "голова журавля" в обратном направлении: опускаем подбородок вниз по линии груди, затем вперед, вверх, откидываем голову назад, опускаем подбородок к себе, так, что точка бай-хуэй упирается вверх (повторить 3-9 раз).



       "Голова дракона": левый рог зеленого дракона наклоняем влево, макушкой описываем дугу налево; правый рог зеленого дракона наклоняем вправо, макушкой описываем дугу направо. Корпус прямой (повторить 3-9 раз) (рис.15-16).        Вторая часть. Втягиваем плечи и шею, передаем энергию в плечи и руки.
       Расправляем плечи: расправляем руки, находящиеся на талии, ладони поворачиваем вверх, предплечье протягиваем вперед, чтобы оно образовало с плечом прямой угол (рис. 17). Часть руки от локтя до плеча находится на уровне плеча, разводим руки по обе стороны ладонями наружу, предплечья опускаем в одну линию. Поднимаем предплечье, опускаем; поднимаем, опускаем; поднимаем, опускаем (рис.18).



       Вращение запястий: вращение вперед -1, 2, 3; вращение; назад - 1, 2, 3 (рис.19). Втягиваем плечи и шею; расправляем плечи, расслабляем шею (повторить 3-9 раз) (рис.20 а,б).

       Руки вытянуты горизонтально в стороны. Движение рук типа волны: 1, 2, 3 (рис.21).
       Третья часть. Разведенными пальцами поднятых ладоней очищаем каналы рук.
       Поднимаем ладони вертикально, выталкиваем центр ладони наружу. Втягиваем плечи, расправляем, выталкивая "центр ладони" наружу (повторить 3-9 раз) (рис.22).
Разведение пальцев: сначала разводим большой палец и мизинец, затем - указательный и безымянный, выталкиваем центр ладони наружу. Сводим пальцы - сначала указательный и безымянный, затем большой мизинец (повторить 3-9 раз) (рис.23).

       Сгибание руки в форме клюва: пальцы рук сгибаем в виде крюка, соединяем кончики пальцев и поднимаем их; поднимаем запястья, последовательно, по фалангам, расправляем пальцы (повторить 3-9 раз) (рис.24-26), руки ровно горизонтально.
       Движение рук типа волны: 1, 2, 3 (рис.21). Вытягиваем руки горизонтально и опускаем их по бокам тела, соединяем ладони перед грудью (рис.27).

       Четвертая часть. Укрепление ребер и плеч посредством встряхивания ци в Дань-тянь.
       Сплетаем пальцы рук, разворачиваем ладонями наружу и поднимаем их на уровень лба (рис.28), выгнув руки так, чтобы они описывали овал. Поворачиваем корпус влево, производим встряхивание энергии и ребер справа. Поворачиваем корпус вправо, производим встряхивание энергии и ребер слева (повторить 3-9 раз) (рис.29-32). Поднимаем руки над головой, корпус прямой.
       Пятая часть. Наклоняемся, выгибаем, поднимая, поясницу, расслабляем срединный задний канал Ду-май.

       Над головой вращаем запястья: 1, 2, 3. Разводим руки ладонями вперед (рис.33-35).
       Принимаем положение рук, когда их плечевая часть находится рядом с ушами; голову наклоняем вперед, сгибаем корпус, выгибаем, поднимая, поясницу. Сгибаемся постепенно, позвонок за позвонком. Сначала, сгибаем шейный позвоночник, затем грудной и поясничный. Упираемся руками в пол перед стопами: 1, 2, 3; упираемся слева: 1, 2, 3; упираемся справа: 1, 2, 3; поворачиваемся прямо перед собой. Руками сзади беремся за щиколотки, стараемся касаться лицом ног: 1, 2, 3. Руками подхватываем энергию и переносим вперед, плечевая часть рук рядом сушами. Постепенно, позвонок за позвонком, распрямляем позвоночник. Естественно покачиваемся. (Процедуру сгибания корпуса и разгибания поясницы повторить 3-9 раз) (рис.36-38).


       Поворачиваем ладони друг к другу (рис.39), опускаем их перед собой, проводим руки вдоль ребер, разводим, повернув их, и оставляем на талии.
       Шестая часть. Возвращение ци в киноварное поле Дань-тянь посредством вращения поясницы, бедер и копчика.
       Ноги разведены, утопают в энергии. Ставим ноги ровно, на ширине плеч, слегка приседаем (рис.40). Вращение бедрами влево: вперед влево, назад вправо (повторить 3-9 раз) (рис.41). Вращение бедрами вправо: вперед вправо, назад влево (повторить 3-9 раз) (рис.42). Возвращаемся в исходное положение.
       Движение тазом и копчиком вперед и назад: вперед, опрокидывая, назад, поднимая (повторить 3-9 раз) (рис.43-44).

Возвращаем таз и копчик в исходное прямое положение, выпрямляем корпус (рис. 45).
       Седьмая часть. Движение вперед и назад на развернутых горизонтально стопах для раскрытия тазобедренного сустава. Раскрытие передних тазовых суставов: носки ног развертываем в стороны в одну линию. Расправляем руки, лежащие на талии, поворачиваем ладони вверх, предплечья протягиваем вперед так, чтобы они образовали с плечами прямой угол (рис. 46-47); плечи поднимаем; чтобы ладони были на уровне лба, развертываем ладони вперед, руки разводим в стороны в одну линию.

       Движение рук типа волны: 1, 2, 3 (рис.48). Приседаем, опускаем руки вдоль тела, ладони проводим перед коленами и складываем перед грудью (рис.49). Вращение влево: 1, 2, 3; вращение вправо: 1, 2, 3. Бай-хуэй (макушка головы) упирается вверх, выпрямляем тело, поднимаем ладони до точки ин-тан (межбровье), развертываем ладони вперед, руки разводим в стороны в одну линию (повторить 3-9 раз) (рис.50-51).

       Раскрытие заднего тазового сустава: носок левой ноги развернут внутрь, пятка правой ноги развернута кнаружи - образуют одну линию. Выпрямляем ноги с напряжением назад, руки протягиваем вперед, как бы охватывая что-то, корпус слегка наклоняем вперед, раскрываем ягодицы, подаем пояс вперед, бай-хуэй (макушка головы) упирается вверх, подбородок к себе (рис.52-53). Выпрямляем тело, колени слегка сгибаем и развертываем внутрь. Поднимаем руки вверх, описывая дуги, разводим в стороны ладонями вверх, как будто поддерживаем что-то, откидываем голову назад, глядим в небо, подбородок к себе (повторить 3-9 раз) (рис.54).

       Бай-хуэй упирается вверх, выпрямляем тело, поднимаем руки, описывая дуги, опускаем руки перед собой, проводим вдоль ребер, повернув, оставляем на талии; сводим ноги, утопая в ци (рис.55-56).
       Восьмая часть. Соединение трех звеньев от преклонения колен до подъема стоп.
       Корпус прямой, бедра сведены вместе; подбираем грудь, втягиваем живот, расслабляем колени, расслабляем лодыжки, опуская их как бы для коленопреклонения. Бедра и верхняя часть корпуса образуют прямую линию. Подбородок к себе, бай-хуэй (макушка головы) упирается вверх, тело расслаблено (рис. 56-57). Бай-хуэй упирается вверх, медленно выпрямляемся, все тело расслаблено.


       Девятая часть. Поднимаем, выбрасываем бедро, стопой рисуем великий предел.
       Переносим центр тяжести на правую ногу, поднимаем левую ногу, голень естественно опущена; поднимаем носок, опускаем носок (повторить 3-9 раз); вращаем вовнутрь (повторить 3-9 раз); вращаем наружу (повторить 3-9 раз) (рис.58). Выбрасываем стопу вперед, вытягиваем ногу. Поднимаем носок, нажимаем пяткой, опускаем носок; поднимаем (повторить 3-9 раз) (рис.59). Вращаем стопой вовнутрь (повторить 3-9 раз); вращаем наружу (повторить 3-9 раз). Подбираем большой палец ноги, снова опускаем ногу на землю. Центр тяжести переносим на левую ногу, поднимаем правую ногу, голень естественно опущена; поднимаем носок, опускаем носок (повторить 3-9 раз); вращаем вовнутрь ( повторить 3-9 раз); вращаем наружу (повторить 3-9 раз) (рис.58). Выбрасываем стопу вперед, вытягиваем ногу.
       Поднимаем носок, нажимаем пяткой, опускаем носок; поднимаем 3-9 раз (рис.59). Вращаем стопой вовнутрь: 3-9 раз; вращаем наружу: 3-9 раз. Подбираем большой палец ноги, снова опускаем ногу на землю.
       Десятая часть. Возвращение энергии ци в единое состояние Первозданного хаоса.

       Распрямляем руки, лежащие на талии, охватываем шар перед животом, поднимаем вверх над головой (рис.60). Вращаем влево: влево вниз, вправо вверх (повторить 3-9 раз) (рис.61). Вращаем вправо: вправо вниз, влево вверх (повторить 3-9 раз) (рис.62).
       Поднимаем руки над головой, делаем движения типа "голова журавля" в направлении вперед (повторить 3-9 раз) (рис.63). Раскрытие темени: опускаем руки, сводим, разводим, поднимаем, сводим, разводим; (повторить 3-9 раз) (рис.64 а,б).

       Собираем энергию, пропускаем через темя. Проводим руки вдоль лица к груди (рис. 65). Поворачиваем ладони к себе, опускаем руки вниз до живота, по передней поверхности ног, доводим до подъема стоп, накладываем кисти рук на стопы: нажимаем - отпускаем 3-9 раз (рис.66).


Забираем энергию земли, поднимаем руки по внутренней стороне ног, через живот до груди, останавливаем перед плечами ладонями вперед. Рис.67. Правую руку с опущенным запястьем протягиваем вперед, ведем движение поясом влево, захватываем ладонью энергию, разворачиваемся на 90°, складываем пальцы (большим пальцем нажимаем на среднюю фалангу среднего пальца) (рис.69), сгибаем локоть, ведем руку через плечо, нажимаем левую точку ци-ху (под нижним краем левой ключицы напротив сосков) (рис.68-70). Протягиваем вперед левую руку с опущенным запястьем, движением пояса поворачиваем руку вправо, собираем энергию, разворачиваемся на 90°, складываем пальцы, сгибаем локоть, ведем руку через плечо, нажимаем правую точку ци-ху (под нижним краем правой ключицы). Нажимая, делаем вдох, произнося про себя "тун", сделав выдох, расслабляемся. Повторять вдох и выдох трижды. Расслабляем пальцы, протягиваем ладони вперед в форме лотоса, складываем перед грудью (рис.71-72).
       Заключительная часть. Кисти сведены на уровне груди.

       Разведение и сведение рук (рис.73), отведенные большие пальцы направлены:
       - в область точки тань-чжун, разведение ладоней не выходит за границы сосков;
       - к носу, разведение ладоней не шире скул;
       - в область межбровья, разведение ладоней не шире середины бровей;
       - в область родимчика, разведение не выходит за пределы теменных бугры;
       - кисти расположены над точкой бай-хуэй (макушкой головы); разведение не выходит за пределы теменных бугров черепа. Сведение ладоней производим близко ("почти касаясь, но не касаясь"). В каждой точке разведение и сведение ладоней производим трижды.
       Сложенные ладони поднимаем над головой вверх (мысленно поднимаем руки к вершинам неба). Ладони разворачиваем вперед, по сторонам обе руки опускаем в одну линию. Поворачиваем ладони вверх, сводим перед собой на уровне плеч. Ладони рук слегка соприкасаются, средними пальцами освещаем точку ин-тан (рис.74). Опускаем локти, вращая их до области подмышек. Кончики пальцев обеих ладоней направляем в промежуток между шестым и седьмым ребрами, средними пальцами пропускаем ци через точку да-бао (рис.74), затем руки вытягиваем назад.
       Разводим руки в стороны, постепенно собираем ладонями ци, пропускаем в Дань-тянь (рис.75). Обе кисти прикладываем на пупок (едва касаясь) одна на другую, совмещая точки лао-гун (в центрах ладоней). У мужчин левая кисть на пупке (к телу), у женщин - правая (рис. 76). Сложенными кистями рисуем кружки вокруг пупка, против часовой стрелки начинаем с маленького круга, рисуем девять кружков, постепенно увеличивая их амплитуду ("от малого к большому"). Затем рисуем по часовой стрелке девять кружков, уменьшая их амплитуду ("от большого к малому"). Руки накладываем на пупок, взращиваем ци некоторое время (рис.76). Руки разводим в исходное положение (опускаем вниз вдоль тела), медленно открываем глаза (рис.1).

      
Основные точки , используемые в комплексе (точки приведены во французской системе обозначений):

       т. бай-хуэй (VG20) - макушка головы;
       т. ин-тан (внемеридианальная точка) - область межбровья;
       т. ци-ху (V9) под ключицами на линии сосков;
       т. лао-гун (МС8) в центре ладоней;
       т. да-бао (RР21) под мышками, между 6-7 ребрами;
       т. тань-чжун (VC17) между сосков по переднесрединному меридиану;
       т. мин-мэнь (VG4) на пояснице, по заднесрединному меридиану.


       5. Основные правила для занятий динамическим цигун: расслабление тела, успокоение мыслей, естественность . Достижение состояния полной отрешенности (цигун-состояния).

       - Расслабление и успокоение сознания тесно связаны между собой: полное расслабление тела помогает успокоиться ("ни одной посторонней мысли в голове"), а успокоение мыслей позволяет полнее ощутить расслабление в теле. Этому способствует тихое и спокойное место для тренировки, где никто не мешает, и гармоничная обстановка. Лучше заниматься на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате (утром или вечером). Находясь в цигун-состоянии, человек слабо чувствует различные внешние отвлекающие факторы ("смотреть, но не видеть", "видеть, но отдавать этому отчета"), не ощущает даже своего тела (оно как бы расплавляется в окружающем пространстве, теряет форму). Это означает, что кора больших полушарий головного мозга вступает в состояние охранительного торможения, в котором происходит излечение от болезней.
       - Важными условиями для занятий динамическим цигун являются общий жизнеутверждающий настрой и оптимизм, в таком состоянии легче сохранять спокойствие и равновесие духа. Поэтому не приступайте к занятиям, если вы слишком возбуждены, чувствуете недомогание или общую слабость. Не занимайтесь, когда вы голодны или, наоборот, сытно поели или же выпили вина.
       - Приступая к занятиям цигун, снимите наручные часы и очки, выключите мобильный телефон, ослабьте пояс. На ногах должна быть мягкая обувь без каблука.
       - Частота дыхания при выполнении комплекса "Форма и дух" определяется скоростью движений и состоянием здоровья занимающегося. Упорядоченное дыхание уравновешивает инь и ян в организме, открывает каналы для прохождения в них энергии. Несмотря на медленный темп выполнения упражнений динамического цигун, скорость реакции в ответ на любые раздражители увеличивается. Причем, со временем у занимающихся цигун повышается скорость не только двигательной, но и психической реакции. На Востоке говорят: "Медленное рождает быстрое". Во время любых упражнений цигун движения должны быть округлыми и плавными ("как будто у вас нет костей, все мышцы расслаблены"). Только так можно добиться хорошей циркуляции энергии и крови, и в итоге - оздоровительного эффекта занятий.
       - Начинайте с простого и продвигайтесь последовательно, шаг за шагом. Каждую часть комплекса "Форма и дух" можно рассматривать, как отдельную маленькую методику. Так и создавался комплекс Учителем Пан Хэмином (основателем стиля чжинэнгун). Он взял лучшее из разных школ цигун, составляя этот эффективно оздоравливающий комплекс. Мой Учитель Лян Фен рассказывал: "Многие почтенные, старые мастера стали регулярно им заниматься, потому что оценили его ценность и большие возможности". Не нужно разучивать сразу много упражнений. Сосредоточьтесь на одной - двух частях и, лишь досконально усвоив их, переходите к следующим. Изучив все части, занимайтесь в предложенной последовательности, и тогда вы получите полную отдачу от проделанной работы. Опыт показывает, что занятия цигун в группе и под руководством инструктора эффективнее, чем занятия индивидуальные.

Преодоление трудного
начинается с легкого,
Осуществление великого
начинается с малого,
Ибо в мире трудное
образуется из легкого,
А великое - из малого.


             Библиография
1. Се Шаоин, Се Сюафэн. Лучший способ лечения - безлекарственные методики общего действия//Цигун и жизнь, №6, 2002.
2. Чэнь Юнцань. К вопросу о динамических упражнениях цигун//Цигун и жизнь, № 5. 1998.
3. Карни Л.В. Цигун: Китайское целительство, энергия и природная магия. - М., 2000.
4. Сомс С.С. Комментарии к базовому комплексу чжинэнгун// Вестник Балтийской педагогической академии, вып.76. - СПб., 2007.
5. Методические указания по чжинэнгун. - Пекин, 1990. Пер. с китайского неизвестного переводчика. Материалы предоставлены Учителем Лян Феном.

 
 

дизайн и разработка    
студия Master A.  ©