Ай Гуанмин

Некоторые аспекты «работы мысли» в ходе занятий цигун


       Сущность понятия «работа мысли», применительно к цигун, с одной стороны, вроде бы очевидна, но, с другой стороны, является камнем преткновения для многих за­нимающихся. Очевидна, поскольку большинству известно, что цели занятий ци­гун — лечение, оздоровление, продление жизни и особые способности — достигаются благодаря «регулированию тела», «регулированию дыхания» и «регулированию сознания», или, иными словами, путем смены положений тела, определенной организации дыхания и мыслительной деятельности.
       А камнем преткновения она является потому, что не все представляют достаточно отчетливо, в чем состоит суть собственно цигун и, особенно, каким образом в ходе занятий используется мыслительный процесс.
       Автор считает, что суть цигун состоит в «работе мысли», а позы и дыхание играют по отношению к «мысли» второстепенную роль. На высших ступенях мастер­ства одного «движения» мысли достаточно для погружения в цигун-состояние различных степеней, и при этом не требуется принятия каких-либо специальных поз или особых способов дыхания.
       «Работа мысли», с точки зрения цигун, включает четыре аспекта.

I. «Познание» самого себя

       Это первый и самый важный аспект. Практическая реализация этого аспекта, в свою очередь, подразделяется на два этапа.

                        1) «Познание» собственного физического тела:

         а) «познание» физического тела в целом, комплексное овладение всем телом;
         б) «познание» отдельных участков тела, например, нижней части живота, центральных точек ладоней и ступней, лба, макушки, точек хуэйинь, минмэн и т.д.
       В процессе «познания» собственного тела могут возникать неприятные и болезненные ощущения как во всем теле, так и на отдельных участках, связанные с тем, что ци устремляется в очаги всевозможных патологий, которыми когда-либо страдал занимающийся, и активно воздействует на них. Такие ощущения не следует путать с «отклонениями», иногда возникающими в процессе занятий цигун. Когда болезненные ощущения проходят, организм приобретает способность самостоятельно справляться с различными недугами и восстанавливать здоровье. «Откло­нения» же чаще всего являются следствием перенапряжения «мысли» или неправильного выполнения упражнений и проявляются в виде стеснения в груди, головной боли, головокружении, тошноте, депрессии.
       Кроме этого, на этапе «познания» собственного тела могут также возникать ощущения жара, «вытягивания», онемения, разбухания, ломоты, или напоминающие «поток теплой воды» и удар электрическим током, не являющиеся «отклонениями». Также возможно спонтанное возбуждение самых невероятных движений.

                             2) «Познание» собственного духа

       Такой «познанный дух» буддисты называют «подлинным обликом», или «истинным образом», даосы — «познанным изначальным духом», и в популярном цигун его называют «душой». Однако независимо от названия, суть этого понятия — одна. Оно обозначает особое ощущение, возникающее у занимающихся, когда они с помощью «мысли» контролируют собственное психологическое состояние. Это ощущение — «абсолютное бытие», которое невозможно описать, «истинное познание», открывающееся в ходе занятий цигун. Многие цигунисты, погружаясь в состояние высокой степени покоя, отчетливо видят свой «подлинный образ». А те, кто обладает высокой степенью мастерства, способны концентрировать «изначальный дух» и, выводя его вовне через «отверстия», отправлять странствовать по космосу.

II. «Познание» особых явлений или «прекрасных пределов»

       На этом этапе могут представляться, например, такие картины: чистое небо, легкий ветерок при ясной луне, яркий весенний свет, пение птиц и благоухание цветов; бескрайние горы с бесчисленными реками, питающимися из журчащих источников; неоглядная морская даль с вздымающимися волнами и т.д.
       Еще один пример. Представители тибетских эзотерических методик во время созерцания часто видят образ Будды, восседающего на цветах лотоса. Сливаясь с образом Будды, они «прозревают свою истинную природу и становятся буддами».
       В процессе такого «познания» иногда могут возникать удивительные и даже пугающие образы, связанные с разнообразной информацией, полученной человеком на протяжении всей жизни. Например, услышанные в детстве или воображаемые страшные истории, книги или фильмы подобного рода, мучающие совесть поступки или плохие наклонности, да и просто какие-либо заболевания, в частности, невра­стения или почечная недостаточность — все это может проявиться во время занятий цигун в необычных образах. Относиться к ним надо без страха и раздражения, не проявлять интереса — как появились, так и исчезнут. Если видение оказывается достаточно устойчивым, надо раскрыть глаза и дунуть — «нечисть» испарится без следа. Чтобы подобные явления не повторялись, необходимо после исчезновения видения проанализировать случившееся и мысленно «вырвать порчу из сердца».

III. «Познание» безграничного космоса

       Космос в прямом значении этого слова включает «безграничную пустоту» и «безграничное время», а «мысленное познание» космоса в цигун подразумевает возможность моментального охвата времени и пространства в процессе «самосозерцания». Моментальный охват беспредельного является одним из ключевых моментов практики чань, когда пространство и время как бы исчезают, растворяются; и человек, и окружающие его предметы, все вокруг заволакивается пеленой первозданного хаоса, наступает царство зыбкой пустоты, безграничной и беспредельной. И только «сердце» и «мысль» обозревают эту картину.

IV. «Познание» связи между космосом и «я»

       На этом этапе космос и личность сливаются в единое целое: «я» — это космос, а космос — это «я». Человек поднимется над первозданным хаосом, охваченный тонким ощущением абсолютного, вечного, просветления и радости, как будто он попадает в мир высшего блаженства, где «струится безмятежная ци и клубятся облака счастья». У человека, сидящего в «позе лотоса», вокруг головы появляется свечение, он «озаряется божественным светом», мгновенно прозревает прошлое, настоящее и будущее, и весь космос отражается в его «сердце». Это состояние пред­ставляет собой «чудесное место, которое трудно описать словами». Оно есть не что иное, как буддийская нирвана. На этом этапе человек свободно обменивается ин­формацией с «небом». У него открываются особые способности, любые желания становятся исполнимыми, для человека нет ничего невозможного, наступает озарение. Достигший этой ступени мастерства становится «сверхчеловеком», «совершенномудрым», «святым». Это высшее из всех возможных состояний, состояние «слияния неба и человека».
       Описанный в статье процесс «работы мысли» и «познания» в цигун должен протекать естественно, упорядочение и постепенно без забегания вперед и неоправданного стремления добиться скорейших результатов.


на главную
 

дизайн и разработка      
студия Master A.    ©



Hosted by uCoz