Цзинь Шуи

Накапливание «изначальной ци»
и совершенствование «сердца»


       Нравственность должна приумножаться не только соответствующими поступками, но и, что еще важнее, «накапливаться» в сознании. Именно об этом говорят нам высказывания: «избавившись от желаний, обретешь твердость», «крепи волю, не поддавайся эмоциям». Вместе с тем, особое внимание надо уделять совершенствованию своего «сердца», развитию чувственного мира. Мастера цигун прошлого не зря говорили о том, что «высокой нравственности соответствует чистая ци». Их взгляды можно свести к двум основным положениям. Во-первых, «для пестования духовной ци сверху следует укреплять «семь звездных наследников престола» (уши, глаза, рот, нос). Когда слышишь неприятное, но не гневаешься, не зарождается «вредный огонь», успокаивается «огонь сердца»; когда глаза видят прекрасное, но сердце не приходит в волнение, укрепляется «истинное семя»; когда рот открывается редко, человек хранит молчание, не распыляется дух-шэнь; когда удается «блокировать» уши, глаза и рот, происходит «пестование» «духовной ци», которая непрерывно входит и выходит через нос. Во-вторых, «для пестования сердца в середине следует воспитывать божественную гору». Под «божественной горой» понимается такое душевное состояние, при котором «всe делается естественно и свободно, слова не расходятся с мыслями, внешнее не отличается от внутреннего, помогаешь страждущим избавляться от невзгод, заботишься о людях, отказываешься от вредного и сохраняешь искреннее, преисполняешься бескорыстия, всем сердцем радеешь за других». Такое воспитание «сердца» постепенно приводит к просветлению. Мы могли бы немало позаимствовать из того, что древние называли «накапливанием нравственности».
              Сохранять ци в состоянии «срединного спокойствия»
       В трактате «Чжунъюн» говорится: «Срединностью называется состояние, когда не возникает ни радости, ни гнева; спокойствием называется состояние радости и гнева, не выходящее за рамки «середины». «Срединность» — основа всего в Поднебесной, спокойствие — путь ее достижения. На «срединном спокойствии» зиждется небо и земля, все сущее в мире.
              Как привести механизм циркуляции ци в состояние «срединного спокойствия»?
       Для восстановления состояния «срединного спокойствия» прежде всего необходимо «прочистить закупоренные больной ци каналы», «пополнить» - ослабленную ци. Но этого еще далеко недостаточно, поскольку даже у людей здоровых спокойствие ци часто бывает нарушено эмоциональными всплесками. Поэтому действовать надо следующим образом:
              1. Избавляться от вредных привычек и отрицательных черт характера.
       Характер представляет собой достаточно устойчивые психологические особенности человека, проявляющиеся в его поведении, его важные индивидуальные особенности, формирующиеся под воздействием физиологических факторов и жизненного опыта. Отклонения в характере свидетельствуют о том, что сознание человека отошло от нормы. В этом случае ему трудно сохранять устойчивое равновесие в обычной обстановке. Исправление таких отклонений заключается в восстановлении нормы и является одним из первых требований цигун.
              2. Изменять внутренний мир.
       Надо в корне изменить себя, качественно изменить свою природу. Это изначальная точка процесса «возвышения над обыденным и погружения в мудрость». Цигунист должен сохранять мир в душе всегда, независимо от того, с чем он сталкивается в жизни, а это очень трудно. Под влиянием различных жизненных раздражающих факторов у человека постоянно происходит смена эмоций — радости, гнева, любви, ненависти, в результате чего вырабатываются устойчивые стереотипы, формируются привычки. Требуются огромные усилия, чтобы изменить себя. Приступать к работе над собой можно по двум направлениям:
              1) Расширять сознание
Необходимо изучить теорию вопроса, понять, какой вред наносят здоровью эмоции. В трактате «Сувэнь» говорится:
       - «в гневе ци устремляется вверх,
       - в радости ци замедляет движение,
       - в скорби ци исчезает,
       - в задумчивости ци сгущается,
       - в страхе ци ослабевает,
       - в испуге ци приходит в хаос».
       Находясь во власти «семи эмоций», здоровье человека неизбежно ухудшается. Например, когда вы в гневе, «огонь» печени устремляется вверх, и в сердце возникает хаос, вы теряете способность здраво мыслить, что самым негативным образом сказывается на занятиях цигун. Не зря древние считали, что когда просыпаются «семь эмоций», душевное состояние человека расстраивается, но стоит только совладать с эмоциями, как душа мгновенно просветляется.
              2) Изменять свой чувственный мир
        а) Относитесь к окружающим, как к своим родным; пожилых уважайте, как отца и мать; детей любите, как своих собственных; равных по возрасту воспринимайте, как братьев и сестер. При таком отношении к ближним никогда не возникает ни гнева, ни вредных мыслей.
       б) Если вас оскорбили, постарайтесь объективно посмотреть, в чем прав или неправ обидевший вас человек, и если вы обнаружите, что на самом деле заслужили такое отношение, пусть даже ваш оппонент был слишком резок и не стеснялся в выражениях, вы должны признать его правоту и поблагодарить за помощь в избавлении от недостатка. Если же окажется, что правда на вашей стороне и собеседник нанес обиду необоснованно, пусть это будет свидетельством его невоспитанности. Не роняйте достоинства, вступая с обидчиком в перебранку, ведь вы занимаетесь цигун, достигли определенной ступени на пути совершенствования и должны делать скидку на посредственность его знаний и опыта. В такие моменты главное — самоуважение. Используйте потенциал своей души для защиты и сохранения собственной ци, не расходуйте его опрометчиво. Если никакие внешние раздражители не способны поколебать ваше спокойствие, настроение всегда будет ровным, а внутренняя ци будет пребывать в полноте. Более того, вы должны четко осознавать, что подобные ситуации представляют собой хороший шанс для «накапливания нравственности», для воспитания характера. Бывает и так, что обругавший нас человек сделал это по указанию Учителя, чтобы помочь вам или испытать вас. Помните об этом всегда, и вам будет легче справиться с собой.
       в) Проявляйте широту натуры, постоянно храните в душе радость. Древние говорили: «Благородный муж всегда открыт и весел, человек мелкий — всегда в печали». «Накапливание нравственности» требует в любое время и в любом месте воспитывать и поддерживать в себе спокойную радость. Это особенно важно в неблагоприятных обстоятельствах. Примеров такого поведения мы можем найти немало как среди наших известных современников, так и среди великих личностей, вошедших в историю. Как же добиться этого? Есть очень простой способ: постоянно сохранять улыбку на лице. Радость способствует нормализации циркуляции ци и крови. У вас на сердце всегда будет чисто и ясно, а печали рассеются, как дым, если вы будете всегда сохранять легкую улыбку. Причина этого кроется в том, что когда человек улыбается, кожа в области бровей расправляется, и в результате ослабевает давление на область шань-гэнь (находится под точкой иньтан), которая непосредственно связана с механизмами формирования душевного настроя. Улыбка не должна сходить с лица и во время занятия цигун.
       В процессе занятий можно вспомнить приятное ощущение, которое вы испытывали в радостные минуты жизни, внушить его себе и таким образом быстро и легко погрузиться в «состояние покоя». Таким образом, улыбка сама по себе является эффективным приемом. Однако надо отметить одну очень важную вещь. В цигун самое главное — внутренняя собранность, а поэтому речь идет не о смехе или хохоте, которые только расходуют ци. Имеется в виду «радость, затаенная внутри, улыбка, спрятанная на лице».
        «Радости» издревле придавалось большое значение всеми школами цигун. И сейчас можно использовать этот прием «радости и улыбки» как вспомогательное средство. Если на первых порах «радость» помогает нам в занятиях, то на последующих этапах она выступает уже как их результат.
       г) Воспитывайте непреклонную волю. «Накапливание нравственности», закалка характера — дело не одного дня. Если, к примеру, кто-нибудь вас обругал, не давайте волю напрасному гневу, ненависти. Считайте, что ваш обидчик помогает вам совершенствоваться в цигун, приобретать нравственный опыт и заслуживает благодарности. Оказавшись в неблагоприятной ситуации, никогда не проклинайте судьбу, не вините окружающих, рассматривайте то, что с вами происходит, как хорошую возможность обрести мудрость, сделать себя сильнее. Возникающие трудности - это лишь упражнение в воспитании непреклонности воли, способ повышения уровня мастерства. С другой стороны, отношение человека к проблемам и невзгодам в определенной степени отражает уровень его психического и физического здоровья. Предположим, что уровень вашего здоровья таков, что оно в состоянии выдержать пять затруднительных ситуаций. Следовательно, запаса прочности на десять подобных ситуаций у вашего организма не хватит. При таком положении дел наша задача состоит в том, чтобы упорно заниматься, укреплять силу воли, повышать способность произвольно управлять жизнедеятельностью организма. Если вам удастся укрепить свой психический и физический статус, у вас всегда найдутся силы на преодоление трудностей.
       д) Если вас все же посетило плохое настроение и завладело вами основательно, к его устранению надо подходить методично. Разные состояния требуют разных приемов. В состоянии печали, например, сначала «поддержите» свою ци, затем, стоя у зеркала, средними пальцами помассируйте точку инь-тан (по семь вращательных движении вперед и назад). Это помогает успокоить ци сердца. После этого проведите руками по бровям от центра в стороны, одновременно повторяя про себя: «Брови расправляются, глаза улыбаются». Если состояние печали не проходит, опустите руки по бокам от лица и подоприте ими щеки и подбородок. При этом повторяйте: «Улыбаюсь, улыбаюсь, улыбаюсь». Вы почувствуете, как ваш отраженный в зеркале образ начинает озарять улыбка, а печаль проходит. В состоянии гнева помогает следующий прием. Подойдите к зеркалу и, бросив на свое отражение гневный и свирепый взгляд, иронично произнесите: «Наш цигунист явно перегрелся!» Можно прибегнуть к помощи методики «ведения и опускания ци». Поместите руки над головой и, «пронизывая" ее ци, исходящей из рук, опускайте руки вниз мимо ушей и далее вдоль боков. Выполните упражнение несколько раз, и ци печени успокоится сама собой. В случае возникновения состояния, при котором сжимается сердце и теснит в груди, поместите кисти рук ладонями вверх и пальцами друг против друга параллельно груди у точки шаньчжун (середина груди). Медленно разведите руки так, чтобы средние пальцы оказались напротив сосков, а потом медленно соедините ладони. Разводя руки, мысленно повторяйте: «Грудь расширяется». Выполните упражнение несколько раз.



на главную

 

дизайн и разработка  
студия     Master A.   ©



Hosted by uCoz