Чжан Сюйдун
«Внутренний мир» цигун
Традиционный цигун являет собой своего рода квинтэссенцию практической деятельности человека, однако,
безусловно, включает и ряд философских категорий, относящихся к сфере традиционной китайской культуры.
К ним можно отнести понятия «дао», «пустота и покой», «единство неба и человека», «недеяние» и т.д.
Древние мудрены с помощью этих философских категории пытались показать возможность достижения гармоничного
сосуществования «неба, земли и человека», и эта же высокая цель является тем, к чему всегда стремился
традиционный цигун. .
Однако, как мы видим сегодня, в современном мире, пронизанном духом конкуренции,
проблемы «стремления к покою», «недеяния», «непритязательности и простоты жизни», к которым обращается
цигун, вызывают вопросы у многих современных людей, занимающих активную жизненную позицию. Немало тех,
кто называет эти идеи, принадлежащие древней китайской цивилизации, «мягкотелой культурой» и «женской
философией», кто полагает, что требования цигун призывают человека «бежать от мира», занимать пассивную
позицию, уделять чересчур много внимания собственной персоне и этим самым ограничивают его возможность
смотреть на вещи шире, лишают человека присущего ему духа состязательности. На самом деле такая точка
зрения может свидетельствовать лишь о поверхностном понимании цигун-совершенствования и его реализации в
повседневной жизни. .
Стремясь к достижению в ходе занятий цигун таких принципиальных требований,
как «чистота и покой», «пустота», занимающийся должен стремиться не допускать мыслей и действий, входящих в
конфликт с «внутренним миром» цигун. Он должен вернуть в спокойное состояние чувства, возбуждение заменить
спокойствием, желания превратить в «пустоту», привести сознание в состояние гармоничного взаимодействия с
Космосом и Природой. Только таким образом человек сможет испытать всю прелесть душевного покоя, увидеть
«ослепительный мир вечной жизни». .
Когда в процессе занятий цигун человеку удается добиться слияния с «небом и
землей», в его собственном сердце возникает чувство ни с чем не сравнимой радости, он попадает в царство, в
котором забывается все злое, алчное, все боли и печали, вся несправедливость этого суетного мира. Душа
человека может совершенно свободно и легко путешествовать в этих прекрасных пределах, ощущать всю прелесть
жизни, ее величие и радость. В это время человек полностью расстается со своим ограниченным сознанием,
его не одолевают шум и суета повседневной жизни. Человек превращается в дитя природы, обретает кристалльно
чистую душу. .
Это невыразимое словами переживание «внутреннего мира» цигун никогда, даже
краем своим, не коснется "плавающих на поверхности" этого суетного мира, не придет к людям, погрязшим в
алчности, разврате и зле. Это чувство ни в какое сравнение не идет с радостями повседневной жизни. .
Длительные занятия цигун не только обеспечивают здоровье, но и, что еще важнее,
закаляют душу человека. Ни одни мастер цигун высокого уровня никогда не пытается высчитать, что он теряет
и что приобретает, никогда не бывает мелочным, скучным,он стремится передать свою радость другим. Содержащееся
в цигун требование сосредоточиваться на себе, прислушиваться к своему сердцу нисколько не ограничивает
сознание человека, а наоборот, позволяет его природной глубине и широте благодатно орошать душу. Истинная
причина глубокого проникновения в души людей традиционной культуры «пестования жизни» — в возможности
проявлять подлинную милость и спасать все сущее. .
Конечно же, нельзя отрицать, что и в цигун существовали цели возвышения над
реальностью, ухода от мира, превращения в небожителя, достижения состояния будды, да и среди части
современных последователен цигун, порой, можно встретить подобные настроения. Однако эти явления не
имеют ничего общего с требованиями, предъявляемыми к занимающимся. Если даже человек в своей жизни
реализует принципы «пустоты, покоя и недеяния», следует понимать, что цигун — это один из методов
постижения красоты жизни и, как всякий метод, он имеет собственную идеологию и принципиальные требования,
к коим и относятся, в частности, «пустота и покой». Социальная же жизнь человека протекает так, как диктует
его мировоззрение, то есть в соответствии с принципами, например, быть полезным обществу и достичь
максимальной самореализации. Хотя первое и второе определенным образом связаны друг с другом, тем не
менее, мы не можем просто так смешивать реальное сознание человека и принципиальные требования одного
из методов психофизического совершенствования, подменять одно другим. Многие древние мастера «пестования
жизни» вели отшельнический образ жизни в глухих горах, существовали подобно не знающим земных забот птицам,
и требования «пустоты, покоя и недеяния» органически сочетались с реальностью, в которой они существовали.
Сейчас другие времена, и сознание человека вольно или невольно изменяется вслед за изменением общественного
сознания. И если внутренние переживания и внутренний мир древних и совершенных цигунистов, возможно,
расходятся не столь сильно, реализация их внешнего существования отличается весьма серьезно. Внутренний
мир многих современных цигунистов, с одной стороны, находится под воздействием чудесных переживаний,
вызываемых «внутренними образами» цигун, а с другой, — ни в коей мере не чужд упорному и добросовестному
труду, что, в частности, проявляется в энтузиазме и искренности, с которым они отдают свои силы для
избавления от бесчисленных болезней и страданий. .
Ощущение покоя и комфорта, которое дарит человеку «внутренний мир» цигун,
позволяет услышать радостную мелодию жизни, поймать ее чуткое дыхание, ощутить и осознать свое единство
с Космосом. Под влиянием современных представлений цигун освободился от негативных установок пассивного
отношения к миру, превратился в благодатный дождь, очищающий человека, в эффективное успокаивающее
средство. .
Расслабление в цигун – это расслабление как мышц, так и психики. Перед занятиями следует провести
психологическую подготовку: отбросить все беспокойства и озабоченности. Позабыть обо всем, что угнетает
душу. Освободиться от всего, что связывает ваше сознание: предрассудков, узких интересов. Ограниченных
знаний, предвзятостей, мелких привязанностей, ничтожных забот…Все болезни начинаются с омраченности души,
с неправильного отношения к реальности. Настоящее расслабление – это прежде всего очистка сознания. .
Внутреннему расслаблению способствует обретение мудрости, развитие интеллектуальных способностей. .
Итак, с одной стороны, необходимо прилагать усилия к внутреннему расслаблению,
а с другой, - с помощью упражнений расслабить тело. Мышечное расслабление будет также в определенной мере
расслаблять психику, снимать внутреннее напряжение, поскольку тело и душа – это неразрывное целое. .
Расслабьтесь, соблюдая все, о чем мы говорили. И вы обнаружите, что на сердце
стало легко, появилось желание сделать что-то полезное, что ум стал яснее и светлее.
.