Цигун и система биологически активных точек
Адаптированный вариант с рисунками
СПИСОК ТОЧЕК
1 ХЕ-ГУ. (↓)
2 ЦЗУ-САН-ЛИ. (↓)
3 ЛЕ-ЦЮЕ (↓)
4 ТАЙ-ЮАНЬ. (↓)
5 ЦЮЙ-ЧИ. (↓)
6 САН-ИНЬ-ЦЗЯО (RP6) (↓)
7 ТАЙ-СИ R.3 (↓)
8 ФУ-ЛЮ. (R.8) (↓)
9 НЭЙ-ГУАНЬ (МС.6 (↓)
10 ЯН-ЧИ (TR.4). (↓)
11 ФЭН-ШИ (VB.31). (↓)
12 ЦЗУ-ЛИНЬ-ЦИ (VB.41) (↓)
13 СИН-ЦЗЯНЬ. (↓)
14 ХУА-ТО-ЦЗЯ-ЦЗИ (РС85) (ЦЗЯ-ЦЗИ, ХУА-ЦЗИ) (↓)
15 ФЭН-ЧИ (VB.20) (↓)
16 ДА-ЧЖУЙ (VG.14) (↓)
|
17 Фэй-шу. Точка легких (V.13) (↓)
18 Синь-шу. Точка сердца (V.15) (↓)
19 Гань-шу. Точка печени (V.18) (↓)
20 Пи-шу. Точка селезенки (V.20) (↓)
21 Вэй-шу. Точка желудка (V.21) (↓)
22 Шэнь-шу. Точка почек (V.23) (↓)
23 Да-чан-шу. Точка толстого кишечника (V.25) (↓)
24 ГАО-ХУАН-ШУ (V.43) (↓)
25 ХУЭЙ-ИНЬ (VC.1) (↓)
26 ЦИ-ХАЙ (VC.6) (↓)
27 ЧЖУН-ВАНЬ (VC.12) (↓)
28 ШАНЬ-ЧЖУН (↓)
29 МИН-МЭНЬ (↓)
30 ЛАО-ГУН (↓)
31 ЮН-ЦЮАНЬ (↓)
32 ШЕНЬ-МЭНЬ (↓)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Основные активные точки, используемые в ЦИГУН (↓)
2.Основные способы воздействия на активные точки (↓)
3.Характеристика точек "общего действия" (↓)
4.Характеристика точек "системного действия" (↓)
5.Характеристика точек "сегментарного действия" (↓)
"СОЧУСТВЕННЫЕ ТОЧКИ" (↓)
6.Характеристика точек "малого небесного круга" (↓)
7.Характеристика "точек концентрации" (↓)
8.Характеристика аурикулярных точек. (↓)
Дао - путь к бессмертию? (↓)
"КАЖУЩЕЕСЯ ЗАВЕРШЕНИЕ" (↓)
*Цунь
Для более точного определения биологически активных точек (БАТ) используется так
называемый индивидуальный цунь. Применение его позволяет довольно точно задать
положение точек на теле, пропорциональные размерам конкретного человека; в то же
время даёт лишь приблизительное представление об абсолютных размерах (в
сантиметрах, например).
Цунь - расстояние, образовавшееся между складками средней фаланги при сгибании
III пальца (у мужчин на левой кисти, у женщин-на правой). За индивидуальный цунь
принимается и ширина I пальца кисти. Если соединить II и III пальцы, то ширина
их равна 1,5 индивидуального цуня, а сложенные вместе все 4 пальца (II-V)
составляют 3 цуня.
1.Основные активные точки, используемые в ЦИГУН.
Что такое "биологически активная точка"? Много веков назад, задолго до нашей эры, многие народы
Азии имели представление о существовании на поверхности тела человека особых мест, связанных с
внутренними органами. Это было абсолютно очевидно для древних, ибо соответствовало их восприятию
мира как всеобщей целостности, где все связано между собой. Вероятно, познание системы активных
точек было интуитивным. Древние просто знали, "видели" эти точки, как животные чувствуют слабые и
сильные места друг у друга. Об этом свидетельствует то, что наиболее важные точки были открыты в
глубокой древности, в дальнейшем были обнаружены сотни новых точек, но их важность, "сила" были
значительно меньше. Первым исключением из этого правила стало открытие в конце 60-х годов 20
века ушных активных точек. С этого времени начался научный период изучения "точек акупунктуры".
В настоящее время представляется, что биологически активные точки - это места на периферии организма,
связанные с нервной системой и внутренними органами. В настоящее время не вызывает сомнений наличие
связей между точкой на коже, прилежащим нервным стволом, тонкими нервными рецепторами кожи,
сосудов, соединительной ткани и надкостницы с соответствующим участком коры головного мозга,
подкорковыми ядрами, системой нейромедиаторов и нейрогормонов, а через них - с эндокринной и
вегетативной нервной системой. Более того, в настоящее время подтверждается откровение древних
мастеров: активной точкой может стать любое место организма, все связано со всем, информация
обо всем содержится в каждой части целого.
В системе цигун, в отличие от чжень цзю, или иглоукалывания - прижигания, используется значительно
меньше точек. Топографически они совпадают с точками акупунктуры, лишь иногда отдельные мастера
указывают иное название или месторасположение. В основном используются точки и зоны организма с
наиболее сильным эффектом воздействия, однако способы воздействия имеют особенности.
2.Основные способы воздействия на активные точки.
В цигун применяются следующие способы воздействия на активные точки: надавливание, растирание,
бесконтактное воздействие тепловым излучением из активных точек мастера, бесконтактное воздействие
с помощью поля "внешней ци", не идентифицируемого современными приборами. В настоящее время мастера
применяют различные виды массажа, а также приборы для воздействия на точки низкоинтенсивным инфракрасным
лазерным излучением. Практически не применяются иглы, так как при иглотерапии происходит рассеивание
энергии, а в цигун принято энергию восполнять. Особый способ воздействия цигун - мысленное
сосредоточение на активных точках по типу аутотренинга.
Надавливание различной интенсивности приводит к возбуждению или торможению участков мозга,
связанных с активной точкой. Если частота надавливания совпадает с частотой какого-либо
биологического ритма, то возникают резонансные явления. Например увеличивается синтез эндорфинов
(естественных обезболивающих веществ) или снижается частота дыхания у больного с приступом астмы.
Растирание активных точек обеспечивает быстрое усиление кровообращения в области точки, а также
связанных с ней внутренних органов, снимает спазмы гладкой мускулатуры.
Бесконтактное воздействие тепловым излучением является экзотикой для наших врачей, однако
исследование этого феномена имеет важное научное значение. В наше время доказано, что кожа
человека имеет "окна прозрачности" в тепловом диапазоне. Тепловые волны могут передавать массу
информации, вызывать резонансные явления в организме. Ритмы тепловых волн китайских мастеров
цигун закладываются в основу новых медицинских приборов, которые разрабатываются в КНР.
Воздействие приборами лазерной рефлексотерапии. Для "активации" точек используется лазерное
излучение крайне малой мощности, которое не вызывает системного ответа организма. Активируется
только небольшой участок кожи, соответствующий конкретной точке. В этом участке в течение суток
сохраняется усиленная микроциркуляция крови, что приводит к повышению активности связанных с
данной точкой систем организма.
3.Характеристика точек "общего действия".
Среди всех точек эти две занимают особое место. Как показала практика, они связаны с противоболевой
системой организма. Эта система выделяет в мозг особые морфиноподобные вещества - эндорфины.
Эти вещества вызывают радость от любви, созерцания прекрасного, победы. Эти вещества позволяют
человеку в бою не чувствовать боль, дают возможность спортсменам преодолевать сверхнагрузки.
Но при длительных болезнях, частых болях, общем ослаблении организма, эта система истощается.
Тогда настроение подавлено, человека ничто не радует, даже слабое повреждение вызывает непереносимую
боль. Противоболевая система почти полностью разрушается при употреблении наркотиков опиатной
группы (типа морфина, героина), наркоман испытывает страшные боли из-за того, что подавлена его
собственная противоболевая система. Противоболевая система прекрасно развита у людей, которые
занимаются контактными единоборствами. Каждая победа вызывает прилив эндорфинов - ощущение
счастья. Также развивает эндорфинную систему марафонский бег, тяжелая атлетика, ушу, все виды
деятельности, сопряженные с тяжелыми нагрузками, риском, контролируемыми болевыми ощущениями.
Как оказалось, в нашем организме есть точки, особо тесно связанные с противоболевой системой.
О них речь в этом разделе.
1. ХЕ-ГУ.
Расположение: Между I и II пястными костями. От самого выступающего бугорка первого межпальцевого
промежутка следует надавить к середине II пястной кости, где пальпируется углубление
и перекатывающиеся стволики сосудисто - нервного пучка. При нажимании на точку появляется ломящее
болезненное ощущение, иногда "удар тока" по ходу нерва.
Предупреждение согласно традиционной чжень цзю терапии:
Противопоказано применение у беременных женщин.
Описание применения в цигун:
Воздействие на данную точку оказывает общее тонизирующее, обезболивающее, общее адаптивное
действие. Применяется для обезболивания верхней половины тела. Используется для лечения всех
хронических заболеваний, так как повышает общий уровень сопротивляемости организма. Показана
при депрессии, упадке сил. При своих малых размерах эта точка имеет огромное "представительство"
в коре головного мозга, ведь она расположена вблизи нервов, иннервирующих указательный палец
кисти. Этот отдел туловища имеет самое большое представительство в области центральной борозды
лобного отдела головного мозга. Поэтому данную точку можно использовать для предварительного
воздействия на организм перед сеансом лечения, с целью успокоения, для самомассажа перед
выполнением комплекса цигун. Рекомендуется надавливать на точку при болевых синдромах и
воздействовать легким массажем или лазерной активацией для повышения жизненного тонуса.
При сильной неожиданной боли, у более крепких пациентов следует давить сильнее, при длительных
болях, у ослабленных больных - слабее. Чем острее боль, тем выше частота надавливания. Для
самомассажа рекомендуется несильно растирать точку в течении 2-3 минут с обоих сторон перед
сном. Возможно растирание с небольшим количеством согревающего бальзама.
2. ЦЗУ-САН-ЛИ.
Расположение: На 3 цуня* ("вершка", 1 цунь соответствует диаметру средней части указательного пальца)
ниже верхнего края наружного мыщелка большеберцовой кости, на 1 цунь кнаружи от гребня большеберцовой
кости. Точку можно отыскать так: ниже надколенника на ширину ладони, на передне - наружной поверхности
голени в треугольной ямке между большой берцовой костью и передней большеберцовой мышцей. При
надавливании на точку возникает умеренно болезненное распирающее ощущение.
Описание применения в цигун:
Основная общеукрепляющая и профилактическая точка. Точка "от ста болезней", "точка долголетия".
Используется для лечения всех хронических заболеваний, обезболивания нижней части туловища.
"Опускает Ци" - способствует активизации нижних энергетических центров. Усиливает лечебный
эффект других точек. Применяется при гипертонической болезни, язвенной болезни, общем истощении
организма, переутомлении. Не имеет противопоказаний. Рекомендуется для самомассажа.
4.Характеристика точек "системного действия".
К точкам "системного действия" относятся наиболее активные точки 12 классических акупунктурных
меридианов. В этих точках наиболее проявлены свойства первоэлемента, к которому относится данный
меридиан. Использование этих точек позволяет изменять биохимическое равновесие в организме.
При анализе системы метаболизма приходим к выводу, что элемент "земля" связан с анаболизмом,
"дерево" - с антиоксидантной системой, "огонь" - с системой катаболизма, а "металл" - с системой
перикисного окисления липидов.
Избыток "земли"- это избыточное питание, следствием которого может быть ожирение, камнеобразование,
атеросклероз, подагра, диабет.
Избыток "огня" - это повышенный расход энергии вследствие интенсивной физической работы, или
эндокринных нарушений (например при гиперфункции щитовидной железы). Приводит к истощению, похуданию.
Избыток "дерева"- это избыточная активность антиоксидантной системы организма. Такой сдвиг
биохимического равновесия может привести к атеросклерозу, хронизации воспалительных процессов,
снижению иммунитета, гиперпластическим процессам.
Избыток "металла" - это преобладание системы перикисного окисления липидов над антиоксидантной
системой. Такое состояние может развиться при ослаблении функции печени, при попадании в организм
мощных факторов окисления. При сдвиге биохимического равновесия в сторону перикисного окисления могут
развиться аллергизация, аутоиммунные поражения, гиперэргическое воспаление, обострение хронических
заболеваний.
Элемент "вода" - это вся система регуляции и поддержания биохимического равновесия. Сюда относятся
все системы гормональной регуляции гомеостаза.
Для того, чтобы проявилось системное действие этих точек, необходима их активация в течении
длительного времени. Одноразовое воздействие вызовет лишь местные эффекты. Для достижения
системного эффекта следует провести несколько курсов воздействия на эти точки. Методом воздействия
может быть как растирание, можно с согревающим бальзамом, так и воздействие прибором для лазерной
рефлексотерапии. Не исключено и прогревание точек полынной сигаретой.
3. ЛЕ-ЦЮЕ.
Расположение: На лучевой стороне предплечья чуть выше шиловидного отростка. Если скрестить
ладони, упираясь промежутками между I и II пальцами друг в друга, то вытянутый указательный
палец верхней руки нащупает углубление на лучевой кости со стороны большого пальца на нижней
руке. При нажатии на это углубление возникает немного неприятное ломящее ощущение. ( В боевых
искусствах по этой точке наносят удар ребром ладони для выбивания ножа.)
Описание применения в ЦИГУН:
Точка относится к меридиану легких, который связан с элементом "металл".Стимулирует иммунную
систему организма, особенно при заболевании верхних дыхательных путей. Метод воздействия -
похлопывание, растирание, особенно полезно перед тренировкой цигун.
4. ТАЙ-ЮАНЬ.
Расположение: В лучезапястной складке, над местом пульсации лучевой артерии.
Предупреждение согласно традиционной чжень цзю терапии:
В связи с близостью артерии, укалывание и прижигание проводить не рекомендуется.
Описание применения в цигун: Эта точка также принадлежит к меридиану легких, применяется
для стимуляции иммунной системы. При аллергических заболеваниях применять эту точку следует
с большой осторожностью.
5. ЦЮЙ-ЧИ.
Расположение: Между концом локтевой складки и наружным мышелком плечевой кости, при согнутой
в локтевом суставе руке. Эта точка так же применяется в боевых искусствах: при резком нажатии
на нее человек испытывает сильную боль и стремиться присесть.
Описание применения в ЦИГУН:
Эта точка принадлежит каналу толстой кишки, который связан с элементом "металл". Данная точка
обладает иммуномодулирующим действием. Она применяется при туберкулезе, крапивнице, экземе,
нейродермите, аллергиях, фурункулезе. Обладает так же сильным общеукрепляющим действием.
6. САН-ИНЬ-ЦЗЯО.
Расположение: Выше вершины медиальной лодыжки на 3 цуня, вплотную к заднему краю большой
берцовой кости. Эту точку просто найти следующим образом: кладем ладонь на внутреннюю лодыжку
ноги, прижимая мизинец к ее вершине. Указательный палец окажется на уровне точки.
Функция согласно традиционной ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ терапии:
Точка соединения трех иньских меридианов ноги.
Описание применения в ЦИГУН:
Так как эта точка связана с меридианами селезенки-поджелудочной железы, печени и почек, то
ее используют для лечения заболеваний пищеварения, обмена веществ, мочеполовых расстройств.
Это основная точка для лечения заболеваний сексуальной сферы.
7. ТАЙ-СИ.
Расположение: Посередине между вершиной внутренней лодыжки и ахилловым сухожилием.
Описание применения в ЦИГУН:
Точка канала почек, который относится к элементу "вода". Воздействие на эту точку применяется
при нарушениях мочеполовой сферы, а также гормональном дисбалансе. Эта точка применяется при
лечении сахарного диабета.
8. ФУ-ЛЮ.
Расположение: На 2 цуня выше точки ТАЙ-СИ.
Функция согласно традиционной чжень цзю терапии:
Тонизирующая точка канала почек.
Описание применения в цигун:
Применяется в тех же случаях, что и точка ТАЙ-СИ. Интересен тот факт, что важнейшие точки,
связанные с элементом "вода", а также важнейшая периферическая точка всех иньских каналов -
САН-ИНЬ-ЦЗЯО, находятся вблизи ахиллова сухожилия. Зона ахиллова сухожилия передает в мозг
весьма важную информацию о интенсивности физической нагрузки, будь то бег, ходьба или борьба.
Эта информация влияет на взаимное согласование ритмов дыхания, кровообращения и интенсивности
обмена веществ. Максимальная нагрузка на ахиллово сухожилие развивается при беге и ходьбе в
гору. Известно, что среди горцев особенно много долгожителей. Да и древние отшельники
проявляли к горам повышенный интерес…
9. НЭЙ-ГУАНЬ.
Расположение: На 2 цуня выше лучезапястной складки, в центре внутренней поверхности предплечья,
между сухожилиями. Эта точка используется в айкидо при выполнении "четвертого контроля" - йонке.
При медленном глубоком надавливании на эту точку человек расслабляется, его конечности теплеют,
он успокаивается.
Описание применения в цигун:
Эта точка относится к каналу перикарда, который связан с элементом "огонь". Канал перикарда
связан с функцией сердечно - сосудистой системы, кроме того, по древнекитайским понятиям сердце
отвечает за эмоциональную сферу. Данная точка применяется для лечения сосудистых расстройств,
гипертонической болезни, а так же при возбуждении, истерии - как успокаивающая точка.
10. ЯН-ЧИ.
Расположение: На тыльной лучезапястной складке, напротив IV пальца кисти. При сгибании запястья
в этом месте образуется ямка.
Описание применения в цигун:
Эта точка расположена на канале "трех обогревателей", который связан с элементом "огонь".
Точка применяется для лечения сахарного диабета, как снижающая уровень глюкозы в крови. При
воздействии на эту точку усиливается энергетический обмен организма.
11. ФЭН-ШИ.
Расположение: На наружной поверхности бедра на 6 цунь выше надколенника.
В положении "руки по швам" средний палец кисти указывает на эту точку.
Описание применения в ЦИГУН:
Эта точка канала желчного пузыря, который связан с элементом "дерево". Данная точка может
применяться как противоаллергическая, при нейродермите, зудящих дерматозах.
12. ЦЗУ-ЛИНЬ-ЦИ.
Расположение: Во впадине в задней части щели между IV и V плюсневыми костями.
Функция согласно традиционной чжень цзю терапии:
41-я точка канала желчного пузыря, соответствующая элементу "дерево".
Описание применения в ЦИГУН:
Точка канала желчного пузыря, который соответствует элементу "дерево", применяется при
различных проявлениях аллергии.
13. СИН-ЦЗЯНЬ.
Расположение: Между I и II пальцами стопы. Эта точка массируется ремешком традиционной
японской обуви - гэта.
Описание применения в цигун:
Применяется при нарушениях пищеварения и обмена веществ, при сахарном диабете. Расположена
на канале печени, который соответствует элементу "дерево".
5.Характеристика точек "сегментарного действия"
Cегментарный принцип строения организма является очень древним эволюционным наследием. Все
помнят кольца дождевого червя, членики гусеницы. Позвоночные животные частично сохранили
сегментарное строение. У человека каждому позвонку соответствует пара нервных корешков,
участок кожи, пояс мышц, комплекс внутренних органов. При повреждении какого либо органа
в соответствующем сегменте развивается комплексная реакция во всех слоях. Существуют два
варианта ответной реакции: янский синдром избытка и иньский синдром недостатка.
Синдром избытка характеризуется полнокровием внутренних органов, расширением гладкой
мускулатуры сосудов, отеком и резкой болезненностью мышц даже при малейшем надавливании,
кожа краснеет, ее температура повышается, кожа болезненна, при надавливании боль усиливается.
Синдром недостатка характеризуется сосудистым спазмом, малокровием внутренних органов,
спазмом гладкой мускулатуры. Сегментарные скелетные мышцы мало болезнены, атрофированы,
напряжены. Кожа бледная, холодная, тонкая. Боль ноющая, уменьшается при надавливании. На
основании исследования температуры тела, улавливая изменения в доли градуса, исследования
мышечного тонуса и болезненных точек, мастер цигун ставит диагноз и начинает лечение.
Если у больного резкие боли по типу избытка, повышена температура, особенно при болях в
животе, необходима консультация врача европейской медицины. При острых заболеваниях лечение
методами европейской медицины необходимо начинать как можно раньше. Особенно важно не забывать
о опасности хирургических болезней органов брюшной полости.
Иное дело хронические заболевания типа недостатка. Как правило при этих заболеваниях больной
много лет безуспешно лечится методами западной медицины, кровоснабжение больного органа
снижено, жизненные силы истощены. В этом случае полезна гимнастика цигун, лечение воздействием
на сегментарные точки.
При работе с сегментарными точками следует добиваться стойкого покраснения кожи соответствующего
сегмента. Для воздействия на эти точки подходят методы трения, возможно с разогревающим
бальзамом. Массаж - аппаратный, баночный, европейский. Можно наклеивать маленькие кружочки
перцового пластыря. Эффективность лечения зависит от того, насколько улучшится кровоснабжение
внутренних органов. Как правило, требуется несколько курсов воздействия.
14. ХУА-ТО-ЦЗЯ-ЦЗИ
Расположение: По 17 точек справа и слева на 0,5 цунь кнаружи от каждого грудного и поясничного
позвонков.
Описание применения в цигун:
Эти точки названы по имени великого врача древности
Хуа То. Они очень эффективны при лечении хронических заболеваний. Точки верхней части грудной
клетки эффективны при заболеваниях органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Точки нижней
части грудной клетки эффективны при заболеваниях пищеварительной системы. Точки поясницы
применяются при заболеваниях кишечника и органов мочеполовой системы, кроме того полезны для
"укрепления Ци почек" - способствуют долголетию.
15. ФЭН-ЧИ
Расположение: У нижнего края затылочной мышцы между сухожилиями кивательной и
трапециевидной мышц.
Описание применения в цигун:
Применяется при простудах, заболеваниях уха, горла и носа, болезнях глаз, головной боли,
нарушении функций блуждающего нерва.
16. ДА-ЧЖУЙ.
Расположение: Под остистым отростком 7 шейного позвонка.
Функция согласно традиционной чжень цзю терапии:
14-я точка канала Ду май (заднесрединного).
Описание применения в цигун:
Простудные заболевания верхних дыхательных путей.
"СОЧУСТВЕННЫЕ ТОЧКИ"
Эта группа точек расположена на канале мочевого пузыря, и используются при лечении органов,
соответствующих названию этих точек.
17. Фэй-шу. Точка легких.
Расположение: На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 3 грудного позвонка.
Применение: При заболеваниях легких и сердца.
18. Синь-шу. Точка сердца.
Расположение: На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 5 грудного позвонка.
Применение: При заболеваниях сердца и легких, а так же пищевода.
19. Гань-шу. Точка печени.
Расположение: На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 9 грудного позвонка.
Применение: При заболеваниях печени и желчного пузыря, а
так же желудка.
20. Пи-шу. Точка селезенки.
Расположение: На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 11 грудного позвонка.
Применение: При нарушении пищеварения, сахарном диабете.
21. Вэй-шу. Точка желудка.
Расположение: На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 12 грудного позвонка.
Применение: При заболеваниях желудка и нарушении пищеварения.
22. Шэнь-шу. Точка почек.
Расположение: На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 2 поясничного позвонка.
Применение: При болях в спине, заболеваниях мочеполовой системы, заболеваниях кишечника,
артериальной гипертонии.
23. Да-чан-шу. Точка толстого кишечника.
Расположение: На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 4 поясничного позвонка.
Применение: При болях в спине, расстройствах стула, болезнях почек, артериальной гипертонии.
24. ГАО-ХУАН-ШУ.
Расположение: На 3 цунь от средней линии под остистым отростком 4 грудного позвонка.
Применение: Точка очень широкого спектра действия. В
древности считалась "точкой от 100 болезней", наряду с точками
хэгу и цзусанли является важнейшей профилактической точкой. Воздействие на эту точку показано
при заболеваниях органов дыхания, сердца, органов пищеварительной системы.
6.Характеристика точек "малого небесного круга".
Эти точки расположены на переднесрединном и заднесрединном каналах тела.
Переднесрединный канал носит название "канал зачатия", что отражает его связь с
источником сексуальной энергии - нижним энергетическим центром. По-китайски этот
центр называется "нижний даньтянь", а запасаемая в нем энергия - "цзинь".
Заднесрединный канал носит название "канал управления",
что отражает его важнейшую роль в перераспределении энергии между разными системами организма.
25. ХУЭЙ-ИНЬ.
Расположение: У мужчин - между мошонкой и анусом, у женщин - между задней спайкой больших
половых губ и анусом.
Функция: Место соединения всех иньских каналов, соответствует нижнему энергетическому центру
организма, важнейшая точка концентрации для восполнения половой энергии.
26. ЦИ-ХАЙ.
Расположение: На 1,5 цунь ниже пупка по средней линии.
Функция: "Море Ци", соответствует нижнему энергетическому центру организма, важнейшая точка
концентрации физической силы.
27. ЧЖУН-ВАНЬ.
Расположение: На 4 цунь выше пупка по средней линии. Функция: Соответствует среднему
энергетическому центру, важнейшая точка концентрации при нарушениях пищеварения.
28. ШАНЬ-ЧЖУН.
Расположение: "Между горами" - на уровне прикрепления 5
ребра по средней линии.
Функция: Соответствует верхнему энергетическому центру, важнейшая точка концентрации
при нарушениях в дыхательной и сердечно-сосудистой системах.
29. МИН-МЭНЬ.
Расположение: Под остистым отростком 4 поясничного позвонка.
Функция: Соответствует нижнему энергетическому центру, области между двумя почками, где
содержится "врожденная жизненная энергия" - "шен-ци". Концентрация на этой точке применяется
для укрепления жизненных сил организма.
7.Характеристика "точек концентрации".
30. ЛАО-ГУН.
Расположена в середине ладони.
Главная точка концентрации для выведения внешней ци.
Широко используется в цигун и тайцзицюань. При выведении ци через эти точки и поступлении
ци через точки ЮН-ЦЮАНЬ образуется открытая "проточная" система циркуляции энергии. Ци не
застаивается, что служит профилактикой болезней.
31. ЮН-ЦЮАНЬ.
Расположена в центре подошвы, в углублении, которое образуется при поджатии пальцев стопы.
При концентрации на этой точке "Ци опускается вниз", точка широко используется при
гипертонической болезни.
8.Характеристика аурикулярных точек.
В профилактических целях, а так же при лечении хронических заболеваний рекомендуется общий
массаж ушной раковины. При этом воздействие осуществляется на все активные точки уха.
Сначала массируется кожа головы вокруг корня уха, начиная сзади. Затем массируется мочка
уха, внутренняя поверхность ушной раковины, затем ее задняя поверхность. Эффект достигнут,
когда ушная раковина краснеет и нагревается.
32. ШЕНЬ-МЭНЬ.
51-я точка ушной раковины. Расположена в углу соединения ножек противозавитка, ближе к верхней
ножке. Важнейшая точка уха. Применяется для обезболивания при болях любой локализации, как
успокаивающая и обезболивающая. Оказывает общее регулирующее действие. "Открывает" акупунктурные
точки у людей, мало восприимчивых к рефлексотерапии. Воздействовать можно тупым зондом,
специальной палочкой или спичкой. У больных людей при надавливании резко болезненна.
Рекомендуется осторожно массировать до уменьшения болезненности в течении 2-5 минут.
Дао - путь к бессмертию?
В этом разделе мы рассмотрим наиболее интересные способы продления жизни, разработанные
древними даосами, и попробуем рассказать о них современным языком.
Согласно древнему учению, в человеке энергия существует в трех основных формах. Первая - дух Шэнь.
Шэнь - это информационная основа, которая определяет характер человека, но не несет его
индивидуальных качеств. Вторая форма энергии - это Ци. Мы можем представить Ци как контроль
различных процессов в организме со стороны сознания. Когда человек контролирует дыхание -
это один вид Ци, когда контролирует сосудистый тонус и ток крови - это другой вид. Когда
контролирует мышечное движение - это третий вид Ци.
Третья форма энергии это Цзин. Этот вид энергии можно представить, как Ци, запасенную в
нижнем энергетическом центре. Иначе это называется "Ци почек" или сексуальная энергия.
Говоря современным языком, это гормональный статус человека. У старого человека иссякает
энергия Цзин, его половая сфера увядает. Эволюция человека как микрокосма заключается в
следующем: рождение с неким изначальным запасом Цзин, запасание Ци, трансформация Ци в Цзин,
трата Цзин на создание новой жизни, потомства. Затем Цзин иссякает, кончается Ци, а дух Шэнь
возвращается к своему истоку - вселенскому Дао. Это естественное течение перемен. Следуя
естественному направлению, можно обрести слияние с мировым Дао еще при жизни и достигнуть
духовного бессмертия, осознать что информация не исчезает. Но пытливые даосы пошли в своих
экспериментах и дальше. Они осознали возможность повернуть вспять поток перемен. Путь продления
жизни - это путь к истоку, корню и основанию организма - Цзин. Обратный процесс получил название
"трансмутация Шэнь в Ци,а Ци - в Цзин.
Попробуем внимательно рассмотреть эти процессы.
Когда человек стареет, у него уменьшается запас энергии в нижнем энергетическом центре.
Уменьшается синтез половых гормонов, кости становятся хрупкими, мышцы слабыми. Уменьшается
кровообращение в районе точки ХУЭЙ-ИНЬ. Затем иссякает энергия в среднем энергетическом
центре - система пищеварения теряет работоспособность, зубы выпадают, человек не может питаться
твердой пищей. Снижается кровообращение в районе точки ЧЖУН-ВАНЬ. Сердечно-сосудистая система
теряет тренированность, ее ресурсы истощаются. Когда кончается энергия в энергетическом центре,
соответствующем точке ШАНЬ-ЧЖУН, дыхание и кровообращение останавливаются. Дух Шэнь покидает тело.
Энергия уходит из организма снизу вверх.
А теперь попробуем, вслед за древними, проделать путь сверху вниз, к корню и основанию, к истоку.
Дух Шэнь не имеет намерения немедленно сливаться с мировым Дао. Начинаем выполнять дыхательные
упражнения, запасаем Ци в верхнем даньтяне. С укреплением дыхания усиливается сердечно -
сосудистая система. Появляется возможность начать движения. Движение укрепляет мышцы,
развивает суставы, улучшает кровообращение во всем организме. Появляется потребность в
усиленном питании, вновь образуются пищеварительные соки. Запасается энергия Ци в среднем
даньтяне. Продолжаем дыхательные упражнения, переводим концентрацию на нижний даньтянь,
проводим упражнения динамического цигун. Улучшается кровообращение в районе точки ХУЭЙ-ИНЬ,
увеличивается синтез гормонов, снова хочется жить. Отправляемся в путешествия, совершаем
прогулки на природе. Продолжаем познавать мир. Таков путь людей, владеющих Дао.
В те времена, когда средняя продолжительность жизни людей составляла 25-30 лет, даосы жили
более 100. Здесь есть о чем подумать. Знание древних может сослужить хорошую службу сегодня,
для улучшения продолжительности и качества жизни.
Второй интересный аспект учения Дао - необходимость морального самосовершенствования. Легендарный
мудрец Лао цзы написал:
" Рождение и смерть. Рождаются напрасно десять и еще трое. Умирают напрасно десять и еще
трое. Люди рождаются. Движутся к смерти. Тоже десять и еще трое. Почему это так? Это происходит
оттого, что они слишком привязаны к жизни.
Я слышал, что кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая
в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить свой рог, тигру некуда наложить
свои когти, а солдатам негде поразить своим мечом. Почему это так? Потому, что
не существует смерти."
ДАОДЭЦЗИН. Раздел 50.
Попытаемся понять это высказывание, рассмотрим его ключевые слова. Обратим внимание на то,
что первая часть написана в утвердительной форме, а вторая - в предположительной. В первой
части идет речь о постоянно встречающихся типах людей. Что это за люди?
"Живут напрасно." Это люди, не имеющие гармонии с природой. Они не чувствуют даже своего
собственного организма. Они не чувствуют, что для них полезно, а что - вредно. У них нет
интуитивного понимания природы. В результате этого они подвержены болезням. У них хорошо
развит интеллект, но уровень духовного развития низок. Труд никогда не приносит им
удовлетворения, это только средство для зарабатывания денег. Счастье для них в деньгах.
В погоне за деньгами они проводят всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом. Потому и говорится,
что они идут к смерти.
"Умирают напрасно." Эти люди активно укорачивают свою жизнь. Вероятно, в человеке существует
программа самоликвидации. Возможно, это эволюционное приспособление для избавления от
неполноценных особей, ради выживания всего вида. При недостижении взрослым человеком определенного
духовного уровня в нем активируется эта программа. Ибо человек с низким духовным уровнем
опасен и для других людей, и для всей Природы. Наркомания, алкоголизм, насилие - эти программы
самоликвидации очень трудно остановить. Такие люди действительно умирают от своих деяний.
Во второй части высказывания речь идет о мастере Дао.
Это люди, которые живут в гармонии с миром. Они полностью проживают предначертанный жизненный
цикл, реализуют свою генетическую программу. Они живут широко и свободно, никому не мешая, и
никто не мешает жить им. Мастер не имеет врагов. Он не стремится победить "тигра и носорога",
но и повредить мастеру они не могут.
Что значит "Нет места смерти"? Вероятно, если есть программа самоуничтожения, то есть и
противоположная программа. У гармоничного человека не рождаются в мозгу мысли типа: "да
лучше бы умереть!" или "ах, зачем я на свет появился". Такие мысли могут запустить программу
ликвидации. А между тем, существуют мысли, запускающие противоположную программу. Все религии
мира знают это. Любовь ко всем живым существам является основой всех действительно великих
религий. Недаром название трактата - ДАОДЭЦЗИН переводится как трактат о ПУТИ и ДОБРЕ.
Лао-цзы оставил для каждого возможность стать мастером жизни. Это должно вселять надежду и
оптимизм во всех, кто занимается даосскими системами ушу и цигун.
"КАЖУЩЕЕСЯ ЗАВЕРШЕНИЕ"
"Кажущееся завершение" - это название предпоследней формы в тайцзицюань, совпадает по смыслу
с последней гексаграммой "Книги перемен" - "Еще не конец". На востоке принято, что конец
процесса является необходимым для начала нового. Конец донаучного развития цигун - это конец
магии и волшебства, конец прекрасных сказок про бессмертных отшельников и могучих героев. Но
это и начало нового этапа развития всей науки о человеке. Изучение цигун, вероятно, станет
главной задачей науки XXI века. Но уже сегодня можно увидеть, как современные научные данные
доказывают то, что еще вчера казалось фантастикой.
При изучении воздействия на организм инфракрасного лазерного излучения было открыто следующее.
Точки акупунктуры являются "окнами", при воздействии на которые затрачивается крайне мало энергии,
а воздействие передается на весь организм. Для определенных длин волн в коже человека существуют
"окна прозрачности", вся энергия поглощается внутренними структурами, не задерживаясь на
поверхности тела. При воздействии неких оптимальных доз теплового излучения организм превращает
энергию квантов непосредственно в химическую. Образуются молекулы АТФ - универсальный
аккумулятор энергии в организме. В организме квантовая энергия может переизлучаться на
значительное расстояние по светопроводящей системе, в которую предположительно входят
отростки нервных клеток и кровь, циркулирующая в сосудах. Наконец, это относится не только
к лазерному, а ко всему световому и тепловому излучению.
Из этих фактов можно сделать следующий вывод. В процессе эволюции за последние несколько
(10-12) тысяч лет, мозг человека позволил ему овладеть новым источником энергии. Управляя
степенью наполненности кровью подкожных и подслизистых сосудов организм научился добывать
энергию из теплового излучения. Организм человека научился получать энергию солнца и огня,
что уменьшило его потребность в животной и растительной пище. Это, в свою очередь снизило
уровень обмена веществ и удлинило срок жизни человека, сделав его лидером среди теплокровных
животных по продолжительности жизни. Такой переход можно сравнить с переходом автомобилей с
парового двигателя на бензиновый.
Косвенно это подтверждается тем, что люди, не знающие огня и не употребляющие горячей пищи,
живут столько же, сколько и остальные крупные теплокровные животные. Кроме того,
продолжительность жизни людей резко снижается в условиях Kрайнего Cевера. Прямое
использование энергии тепла требует выработки тонкого механизма регуляции. Избыток
тепла вызывает перегрев и разрушение внутренних структур организма. Для того, чтобы
запасать тепловую энергию в виде АТФ (молекул-аккумуляторов энергии) организм должен
выполнять следующие условия: поглощать энергию активными молекулами, и охлаждать продукты
реакции, а так же собственные структуры, не участвующие в активном энергообмене.
То есть, в организме должна быть и тренированная система поглощения энергии, и тренированная
система охлаждения. Способы специальной тренировки таких систем известны. Это разные способы
закаливания и тепловые процедуры.
Недаром традиционная баня, сауна, японская горячая ванна о-фуро являются своеобразным ритуалом,
близким к медитации. Тем более это относится к чайной церемонии. В разнообразных формах чайная
церемония существует и в Китае, и в Англии, и в России.
В наше время многие восточные традиции стали интернациональными. Вероятно, через несколько
лет и различные системы цигун перестанут быть экзотикой. Чем большее количество людей достигнет
мастерских степеней в цигун, тем более понятной для всех станет эта система, тем меньше будут
морочить людям головы различные шарлатаны и мошенники. Критерий овладения мастерством прост:
Мастер - это открытый и спокойный, доброжелательный человек, обладающий крепким здоровьем.
Вокруг мастера устанавливается атмосфера спокойствия и безопасности.
В заключении книги процитируем афоризм китайского классика Хун Цзычена:
"В каждой семье есть истинный Будда. В сутолоке каждого дня есть истинный Путь. Когда люди
могут, не кривя душой, жить в согласии, и с радостью говорить друг другу приветливые слова,
когда родители и дети любят друг друга и живут душа в душу, то это в тысячу раз выше
"регулирования дыхания" и "созерцания сердца."
|